Сегодня состоялась третья экспертная сессия в рамках открытого международного конкурса на лучшие архитектурно-градостроительные проекты комплексного развития территорий центральной части Саратова. Ее организовало КБ «Стрелка». Сегодня обсуждали развитие территории бывшего аэропорта «Саратов-Центральный».
Модератор дискуссии, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики СГУ Анна Сычева отметила, что речь идет об уникальной территории в Саратове, которая фактически является «чистым лицом». По ее словам, в проектируемую территорию входит 241 гектар. Это бывшая территория аэропорта «Саратов Центральный» с захватом двух дорожных развязок на улице Симбирской и у строительного рынка.
Доцент СГУ рассказала, что перед экспертной сессией в соцсетях и на улицах города были проведены опросы. Так, 53% жителей города заявили, что хотят видеть в новом микрорайоне парк или район с экологической составляющей. Еще 17% хотят видеть новые рабочие места с жилой зоной, 14% хотят хорошую транспортную доступность. Среди вариантов объектов, которые должны появиться, жители областного центра называли аквапарк, «Диснейленд» или парк, как в Краснодаре.
Кроме того, по заказу КБ «Стрелка» в июле 2020 года проведен опрос. У жителей Саратова спросили, какие они проблемы видят в своих микрорайонах, где живут, и которых нельзя допустить в новом микрорайоне. Так, 63% опрошенных назвали плохое состояние дорог и дворов, 41% — плохую экологию, 30% — мало возможностей для спорта, 25% — неблагополучную социальную среду. Саратовцы также хотят видеть доступные цены на жилье, 40% — транспортную доступность, 39% приветствуют наличие парка и экологической составляющей, 35% — школ и поликлиник.
«Что касается этажности — 33% ответили, что хотели бы жить в домах выше 10 этажей. Наверное, это связано с тем, что большинство новых домов строится выше 10 этажей», — отметила Сычева, однако после изменения градостроительных нормативов власти сейчас ограничили этажность застройки 10 этажами.
Предприниматель и член Общественной палаты области Михаил Волков отметил, что территория аэропорта должна служить для строительства дорог и магистралей, чтобы разгрузить центр города. Он отметил, что дорожная проблема Юбилейного поселка только усугубляется. Очевидно, что улицу Чапаева нужно расширять и пробивать наверх к аэропорту, также нужен дублер улицы Усть-Курдюмской и прямая дорога в Солнечный.
По его словам, сейчас еще есть юридические вопросы относительно зданий на территории аэропорта, есть вопросы по топливно-заправочному комплексу, землю под которым нужно рекультивировать.
Нужно будет сделать так, чтобы люди не пересекали магистраль или пользовались каждый своим парком.
«Очевидно, что в городе необходим деловой центр. Коммерческие здания для аренды бизнеса. Это здания правительства, хотя бы те, которые разбросаны по городу и не входят в комплекс зданий правительства. Это федеральные службы, которые расположены далеко от делового центра. У нас потребность в выставочном центре», — предложил Волков. Выставочный центр, по его словам, можно также использовать под концертный зал.
Архитектор Владимир Вирич также отметил необходимость развития транспортной доступности и строительства новых дорог и путепроводов на территории старого аэропорта. Он также поддержал идею создания нового альтернативного административного центра, который там уже начинает формироваться.
«Проблема запрета на высотное жилье, я думаю, этот вопрос должен регулироваться, но регулироваться в определенных рамках, в данном случае — ограничиться историческим центром. А вот альтернативный центр, который должен дать отсчет движению в северо-восточном направлению», — отметил Вирич. По его мнению, на территории нового аэропорта высотные объекты могли бы иметь место.
Кроме того, Вирич посчитал необходимым развивать пешеходные направления. В частности, территорию аэропорта можно было бы соединить с Парком Победы.
Блогер и краевед Денис Жабкин предложил сохранить старое здание аэровокзала и создать там музей авиации. Он также считает необходимым сохранить сквер за зданием аэровокзала, где есть 50-летние деревья, в том числе ели и дубы. Обязательно стоит сохранить и самолеты Ан-24 и Як-42 как историческую память.