Сериалы-XXI. Ключ от сундука с секретами

9 августа 2020, 09:44

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Белгравия (Belgravia). Великобритания — США, 2020.

Жанр: ретро-драма с элементами мелодрамы и детектива.

Кто придумал: Джулиан Феллоуз.

Кто участвует: Филип Гленистер (сериалы «Жизнь на Марсе», «Прах к праху»), Тэмсин Грег (сериалы «Книжный магазин Блэка», «Обед в пятницу вечером»), Харриет Уолтер («Искупление», «Балетные туфельки»), Саския Ривз («Духи Рождества», сериал «Дюна»), Пол Риттер (сериалы «Чернобыль», «Без обид»), Элис Ив («Прежде, чем мы расстанемся», «Ворон»), Ричард Гулдинг (сериалы «Война Фойла», «Улица потрошителя»),  Элла Пернелл («Не отпускай меня», сериал «Сладкая горечь»),  Том Уилкинскон («Майкл Клейтон», «Мужской стриптиз», «Час Пик»), Адам Джеймс («Много шума из ничего», «Мать слез»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

 

В недавней — сильно осовремененной — экранизации «Шерлока Холмса» с Бенедиктом Камбербэтчем авторы заменили «Скандал в Богемии» на «Скандал в Белгравии». И история сразу же приобрела иной смысл: «международный» оттенок исчез, зато ярко высветился «внутрианглийский», я бы даже сказал, классовый смысл. Дело в том, что Белгравия — фешенебельный и очень дорогой район Лондона, где еще со времен Регентства (то есть с первой четверти XIX века) живут потомственные британские аристократы и богатые предприниматели. Героями нового мини-сериала (6 эпизодов) стали  и те, и другие.

Основное действие развернется в Лондоне, но пролог будет в Брюсселе. И раз уж речь пойдет о первых двадцати минутах сериала, то спойлеры зрителю не повредят. 1815 год. Накануне битвы при Ватерлоо начинается роман между Эдмундом Белласисом (Джереми Ноймарк Джонс), единственным сыном графа Перегрина Брокенхерста (Том Уилкинсон), и Софией (Эмили Рид), дочерью коммерсанта Джеймса Тренчарда (Филип Гленистер). Хотя отец Софии далеко не беден и является личным поставщиком лорда Веллингтона, никаких перспектив у Эдмунда и Софии нет: барьер между высокородной английской аристократией и обычными буржуа кажется непреодолимым. История распоряжается так, что Эдмунд гибнет в сражении, а Софи умирает через несколько месяцев после гибели возлюбленного. После чего авторы делают четвертьвековую паузу. Для чего? Сейчас узнаете.

Итак, Лондон, Белгравия, 1841 год. В этом районе живут родители Эдмунда и Софии. Брокенхерсты, Перегрин и Каролина (Харриет Уолтер), доживают свой век в унылом одиночестве. Графу особенно тяжко осознавать, что после его смерти деньги и титул достанутся никчемному племяннику, бабнику и бездельнику Джону Белласису (Адам Джеймс), сыну его брата, заядлого картежника. У Джеймса Тренчарда и его жены Анны  (Тэмсин Грег) есть взрослый сын Оливер (Ричард Гулдинг), но глава семейства не очень доволен отпрыском: сам Джеймс стал еще богаче, занявшись строительством в Лондоне (некоторые особняки в Белгравии — его заслуга), а вот Оливер не имеет интереса к строительству, да и к бизнесу вообще. Даже его жена Сьюзен (Элис Ив), похоже, совсем не уважает мужа, полагая его размазней. Детей у них нет — Оливер уверен, что из-за жены.

Теперь, когда большинство фигур расставлено на шахматной доске, пришла пора рассказать о главном «движке» дальнейшего сюжета. Дело в том, что София четверть века назад умерла при родах. А отцом ее сына, названного Чарльзом, был Эдмунд. Тренчарды считают ребенка незаконнорожденным, и отдают на усыновление в семью сельского священника Поупа. Вопреки ожиданиям, выросший Чарльз (Джек Бардо) выбирает не служение Богу, а бизнес и становится коммерсантом — как и его дедушка Джеймс. Он покупает небольшую ткацкую фабрику, и у него есть планы на будущее. Четверть века Джеймс и Анна хранили в тайне факт рождения ребенка Софии и Эдмунда: мол, это обстоятельство может посмертно скомпрометировать мать мальчика. И вот, наконец, в середине первого эпизода сериала, Анна решается рассказать графине Каролине про общего внука Чарльза Поупа, который не подозревает о своих настоящих родителях.

Сюжет охватывает (если не считать пролога) пару недель в 1841 году. За это время в судьбе двадцатипятилетнего Чарльза многое изменится. Не станем раскрывать всех подробностей, конечно. Скажем лишь об одном занятном обстоятельстве: юноша с удивлением обнаружит, что у него, скромного бизнесмена, появились высокородные покровители. Само собой, прибавляется у него и врагов. Например, уже упомянутого Джона Белласиса обеспокоит внезапный интерес тети к Чарльзу: а ну как наследство отойдет к непонятному выскочке? Интриги множатся, над головой внука, пребывающего в неведении, сгущаются тучи, и нам тревожно за героя — при том, что хэппи-энд гарантирован. Зря, что ли, герои так страдали?..

Лауреат премии «Оскар» (за фильм «Госфорд-парк») сценарист и прозаик Джулиан Феллоуз известен как создатель многофигурного и шестисезонного ретро-сериала «Аббатство Даунтон», действие которого происходит в первые десятилетия ХХ века. Новый телепроект,  уместившийся в один сезон из шести часовых серий, снят по одноименному роману самого Феллоуза. Тем, кто посмотрел сериал, читать «первоисточник» совсем не обязательно: автор перенес сюжет книги на телеэкран практически без изменений. И да — сериал интереснее книги. Актеры «оживляют» фабулу, а опытный режиссер Джон Александр  прибавляет динамики — особенно в двух последних сериях. Впрочем, не бросим камень в Феллоуза.

Может, он невеликий писатель, зато  крепкий беллетрист, а главное — прекрасный стилизатор.  Если не знать, что роман «Белгравия» написан в 2016 году, можно подумать, что книга принадлежит эпохе сестер Бронте. Любители ретро будут счастливы. Автор избегает искуса постмодерна и в романе, и в сериале. Зрителя порадуют отличный кастинг,  аутентичность костюмов и антуража и внутренняя напряженность, скрытая за внешней неторопливостью. 

Анахронизмам тут не место. Если в «Аббатстве Даунтон» социальное расслоение уже не фатально (брак между шофером и графской дочерью в принципе возможен, да и слуги сочувствуют господам), то в «Белгравии» пропасть между аристократами и буржуа еще глубока, а уж для слуг обитатели верхних этажей почти враги: их тайком высмеивают, обкрадывают, предают почти без сожалений. «Слуги хуже крыс, — мысленно рассуждает в романе леди Каролина, — ходят из дома в дом, разносят слухи, рассказывая хозяйские тайны кому попало». Леди знает, «как любят болтать там у себя внизу даже самые преданные из них». Однако дело не только в любви к сплетням, но и в расчете. Как и в романе, в сериале многие сюжетные ходы завязаны на нечестности слуг. Чем больше те узнают о тайнах Брокенхерстов и Тренчардов, тем сильнее им хочется продать свою информацию подороже.

«У нас с тобой целый сундук с секретами, и мы будем держать его запертым», — скажет одна из героинь сериала. Красивые слова, но и наивные тоже. Нет такого замка, к которому нельзя было бы подобрать ключей. И уж в этом искусстве слугам нет равных. В результате тайное может стать явным куда быстрее, чем планируют господа… До гармонии «верхов» и «низов» в Даунтоне еще семь десятилетий, а пока царит классовая борьба. Кстати, меньше чем через десятилетие в Лондон переселится и начнет обдумывать «Капитал» Карл Маркс. Жить он будет, понятно, не в Белгравии:  для основоположника марксизма район дороговат.