По всей стране идет подготовка к закрытию бесплатного доступа на особо охраняемые природные территории (ООПТ). В нашем регионе их — более 80-ти. Саратовские чиновники вроде бы не рады таким перспективам, ведь это очень напоминает введение очередного налога — на природу. И наверняка приведет к народным волнениям. Но говорят, что выхода нет — придется делать вход в парки и другие зеленые зоны платным. Так велел председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. А значит, надо выполнять.
Серьезно?
Да. Через некоторое время собственники и арендаторы многих зеленых зон должны будут обнести их заборами (там, где ограды сейчас нет). Или иным образом предпринять меры для сбора денег с населения за вход во владения.
Если говорить о больших территориях, вроде саратовского природного парка «Кумысная поляна» (4504 гектара), то речь, скорее всего, будет идти об организации неких патрулей и постов по периметру. Поскольку огородить такую зону, имеющую множество входов и выходов в принципе невозможно.
В общей сложности в Саратовской области новые правила, введенные федеральным правительством, коснутся более 80 особо охраняемых природных территорий — парков, садов, урочищ, лесов и так далее. Их полный перечень мы разместили в конце публикации.
Всего же в стране, по данным Министерства природных ресурсов и экологии России, насчитывается более 10 тысяч ООПТ регионального значения, общая площадь которых составляет свыше 121 миллиона гектаров.
Все эти территории также подпадают под действие постановления Правительства РФ № 1039 от 13 июля 2020 года. Постановление носит следующее название: «Об утверждении Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы».
Документ очень важный. Можно сказать, скандальный. Но нам не удалось обнаружить широкое обсуждение по поводу изменений, которые он вносит в жизнь миллионов жителей страны.
Возможно, всё дело в том, что вопрос о введении платы за посещение зеленых территорий был решен очень тихо, без привлечения лишнего внимания. А чиновничьи формулировки, использованные в названии и описании постановления, не вызвали интереса даже у представителей тех порталов, которые профессионально занимаются изучением нововведений в российское законодательство.
Корреспондент ИА «Версия-Саратов» разобрался, кто и как поспособствовал введению платного посещения ООПТ на территории России. А также выяснил, что об этом думают в правительстве Саратовской области, где прямо сейчас согласовывают проект регионального постановления о взимании денег за вход в зеленые зоны.
Медведев, Бурматов, Мишустин
Это три фамилии федеральных деятелей, которые, так или иначе, связаны с нововведениями. Однако прежде чем подробнее поговорить об их участии в этом деле, стоит провести небольшой экскурс в новейшую историю поднятого вопроса.
Идея сделать платным посещение особо охраняемых природных территорий (к коим, например, в Саратове отнесен даже молодой парк «Солнечный») витала в воздухе уже давно. Причем изначально сигналы приходили из регионов.
Так, в январе 2017 года в Государственную думу РФ поступила соответствующая законодательная инициатива от депутатов Мурманской области. Но тогда и чиновники, и народные избранники восприняли это без энтузиазма.
Мол, да — за вход на территорию федеральных ООПТ (заповедники и национальные парки) законодательством разрешено брать плату. И такое действительно практикуется. Но ведь подобные зоны обычно не располагаются внутри городов и не являются излюбленным местом для прогулок проживающих рядом людей.
А вот региональные ООПТ — парки, сады и прочее — как раз чаще всего находятся в границах населенных пунктов. И местные жители едва ли обрадуются, когда с них вдруг потребуют билет за проход через зеленую зону. В итоге предложение мурманских законодателей было отвергнуто.
А в конце 2018 года с похожей инициативой выступили депутаты Народного Хурала Республики Бурятия. Но и их ожидала неудача.
Как сообщила в декабре 2018 года «Парламентская газета», глава комитета ГД РФ по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов заявил: предложение взимать плату за вход в заповедники и особо охраняемые природные территории не имеет под собой никакой почвы.
«Я понимаю, что у региональных депутатов из Бурятии может быть своё видение ситуации. А у нас оно другое. Я напоминаю, что вопросы посещения ООПТ уже максимально отрегулированы федеральным законодательством. Там чётко прописано, какие категории граждан могут посещать заказники и нацпарки бесплатно, а какие — за деньги. Поэтому все остальные нормы избыточны», — цитировала Бурматова газета.
Но если госдепы в этом вопросе действительно встали горой за своих избирателей, то почему в итоге мы оказались на пороге введения платы за посещение зелёных территорий? Наше издание проследило всю цепочку, которая тянется от свежего постановления Михаила Мишустина к инициативам его предшественника — Дмитрия Медведева. И мы пришли к мнению, что депутаты Госдумы не то, чтобы выступали против платных ООПТ. Просто они «спихнули» с себя ответственность за эти неприятные нововведения на федеральное правительство, которое и так в народном сознании «во всём виновато». А сами остались «белыми и пушистыми» для простого обывателя.
Не меньше 59 рублей за вход
В постановлении Мишустина от 13 июля 2020 года прописано, что размер платы за посещение ООПТ должны установить областные власти. Однако здесь же, в 7 пункте, отмечается, что совсем отказаться от сбора денег нельзя.
В документе говорится, что стоимость одного посещения ООПТ должна быть «не менее 0,5 процента от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ». Сейчас этот минимум составляет 11 тысяч 731 рубль. То есть, региональные чиновники для каждой территории должны будут установить цену входного билета не менее чем 59 рублей.
Если местные власти решат собирать с посетителей более крупные суммы, то им рекомендовано учитывать «уровень существующего и прогнозируемого спроса» объекта, наличие там уникальных природных комплексов, а также инфраструктуры. Верхний порог стоимости билетов в парки в документе не оговаривается.
Завершается постановление перечислением категорий граждан, которым можно будет бесплатно проходить на особо охраняемые природные территории. Среди них — участники ВОВ, инвалиды (и их сопровождающие), дети дошкольного и школьного возраста (без сопровождающих) и так далее. Полный перечень мы приводим в конце публикации.
Такие нововведения Правительство РФ обосновывает пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Этот пункт гласит: «Физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. Порядок определения указанной платы, а также случаи освобождения от взимания платы устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Указанный пункт появился в законе об ООПТ ещё в августе 2018 года. Он шел в одном «пакете» с другими изменениями, внесенными на рассмотрение Государственной думы премьер-министром Дмитрием Медведевым аж в 2015 году.
Впрочем, в варианте, предложенном Медведевым, отсутствовала поправка, позволяющая Правительству России сделать вход в российские парки платным. Законопроект в изначальном виде был принят ГД РФ в первом чтении в октябре 2015 года. Однако потом он длительное время «мариновался» в думских коридорах.
Лишь летом 2018 года депутаты вернулись к рассмотрению изменений в закон. К тому времени комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды подготовил и одобрил ряд поправок. Среди них — та самая, касающаяся платы за вход в ООПТ. Её автором стал уже упомянутый выше председатель профильного комитета Государственной думы — Владимир Бурматов.
После того, как нижняя палата парламента предоставила федеральным чиновникам право определять стоимость посещения особо охраняемых природных территорий, Правительство РФ два года не пользовалось такой возможностью. И вот, летом 2020 года специальные правила были завизированы новым премьер-министром. А региональные органы власти получили «письма счастья» — о необходимости проработать этот вопрос «на местах». И привести свою нормативную базу в соответствие с федеральной.
Вынуждены подчиниться
По словам представителей министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, сейчас полным ходом ведется работа по созданию регионального постановления, которое будет регулировать сбор денег с посетителей ООПТ. Аналогичные процессы должны происходить и в других субъектах федерации.
— Мы уже подготовили проект постановления. Буквально на днях. Возможно, его еще изменят: почеркают, скажут переделать. То есть, сейчас всё ещё в процессе. Но мы подготовили свои предложения, грубо говоря, так, как нам Мишустин сказал, — отметила в беседе с корреспондентом ИА «Версия-Саратов» начальник отдела недропользования и особо охраняемых природных территорий управления природопользования Наиля Нигматулина.
Собеседница подтвердила, что нововведения коснутся всех ООПТ, расположенных на территории региона.
— У нас в области только два объекта федерального значения — это Саратовский заказник и нацпарк «Хвалынский». У них там свое законодательное регулирование. А все оставшиеся — более 80-ти объектов — подпадают под эти правила. Там и Кумысная поляна, и горпарк. В 2019 году статус особо охраняемой природной территории был присвоен также парку «Солнечный».
© tursar.ru
Плата будет обязательна для всех, кто не проживает на территории этих ООПТ. А вот как её взимать — отдельный вопрос. С парками всё проще, там огороженная территория. А с Кумысной поляной, например, никто пока не представляет, что делать. Будка ли там будет какая-то стоять? Касса? Там же территория открыта со всех сторон. Но, так как федеральное постановление вышло, нам приходится его исполнять. У нас других вариантов и нет. Поэтому как-то так, — подчеркнула Нигматулина.
Более подробно о тонкостях работы с постановлением «о платных парках» рассказала замначальника отдела правовой работы министерства природных ресурсов и экологии региона Дарья Степанова. Она отметила, что пока у чиновников возникает масса вопросов по поводу того, как организовать сбор средств с населения за посещение привычных зеленых зон.
— Мы пока разработали приблизительный проект. Для того чтобы установить конкретную плату, нам необходимо сначала согласовать этот вопрос со всеми заинтересованными лицами. С теми, в чьей собственности или в чьём пользовании находятся участки особо охраняемых природных территорий. А их много. Всем им сейчас направлены письма с вопросом: какая, по их мнению, должна быть установлена плата за вход. Как только ответы придут, проект будет подкорректирован и направлен в правительство области для согласования.
Ещё нам на региональном уровне необходимо определиться: куда, в чей бюджет, будут поступать собранные средства? Это достаточно важный момент. А также — на что эти деньги будут впоследствии направляться? Потому что, одно дело — установить плату. Но потом возникнет вопрос: как и кто будет её взимать? Это должен делать орган госвласти или подведомственная нам организация? Или плату должны взимать сами арендаторы этих участков? Это достаточно серьезный вопрос, который только еще обсуждается.
Мы посчитали, и получается, что плата за вход на объекты ООПТ должна быть не менее 59 рублей. Ниже установить нам просто не позволяет федеральное законодательство. Это по минималке — из расчета, если там, на территории, ничего нет. Мы бы с радостью такой минимум везде установили, потому что понятно, что люди будут возмущаться. Скажут: извините, мы никогда не платили, а теперь с нас требуют. С чего бы?
Возьмём, например, Кумысную поляну. Там лес, природа… Да, прекрасно. Но нельзя сказать, что там какая-то инфраструктура особая создана. С другой стороны, например, городской парк. Там и аттракционы, и кафешки, и всё, что угодно. Соответственно, там плату за вход можно предложить выше.
Хотя, в горпарке могут сказать, что вообще не хотят никакую плату брать с людей. Однако дело в том, что сказать они могут всё, что угодно, но федеральное законодательство не предусматривает отсутствие платы. То есть, они обязаны будут подчиниться закону и делать платный вход, хотя бы по минималке. Мы сами, честно говоря, не оправдываем такую меру и не рады ей. Но есть федеральное постановление, и мы обязаны его исполнять, — отметила собеседница.
Кстати, помимо региональных особо охраняемых природных территорий, в постановлении Мишустина фигурируют также ООПТ местного значения. В открытом доступе (в том числе — на официальном портале Минприроды РФ) нам не удалось найти перечень таких объектов.
Между тем, федеральные правила устанавливают минимальную плату за посещение этих территорий в размере 0,25 процента от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. То есть, не менее 30 рублей за вход.
В региональном министерстве корреспонденту рассказали, что на территории Саратовской области расположены всего три ООПТ местного значения. Все они находятся в Ивантеевском районе — «Урочище Орехово»; «Старичные озера реки Большой Иргиз» и «Овраг Дубовенький».
Ниже приводим полный перечень ООПТ регионального значения, посещение которых в ближайшем будущем должно стать платным. Список утвержден постановлением областного правительства от 1 ноября 2007 года N 385-П (с изменениями на 27 мая 2020 года):
Категории граждан, которые освобождаются от взимания платы за посещение ООПТ (из постановления Правительства РФ от 13 июля 2020 г. N 1039):
а) инвалиды войны;
б) участники Великой Отечественной войны;
в) лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
г) лица, удостоенные званий Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
д) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
е) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
ж) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
з) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
и) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда;
к) инвалиды и сопровождающие их лица;
л) дети-инвалиды и сопровождающие их лица;
м) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;
н) дети дошкольного и школьного возраста;
о) малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом «О государственной социальной помощи»;
п) граждане Российской Федерации пенсионного возраста;
р) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
с) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
т) иные лица по решению местных властей (например, сотрудники организаций, работающих на территории ООПТ).