Сериалы-XXI. Что ты, Рэюшка, невесел?

4 октября 2020, 08:04

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Рэй Донован (Ray Donovan). США, 2013 — 2020.

Жанр: криминальная драма с элементами триллера, боевика и семейной саги.

Кто придумал: Энн Бидерман

Кто участвует: Лив Шрайбер («Люди Икс. Начало. Росомаха», «Выкуп»), Джон Войт («Полуночный ковбой», «Враг государства»),  Паула Малкомсон («Тумстоун», сериал «Дедвуд»), Эдди  Марсан («Остановившаяся жизнь», сериал «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»), Дэш Майок («Послезавтра», «Тонкая красная линия»), Пуч Холл («Собачья жизнь», «Средняя школа Картер»), Кэррис Дорси («Переступить черту», «Человек, который изменил все»), Кэтрин Мэнниг («Все путем», «Корабельные новости»), Сьюзен Сарандон («Мачеха», «Тельма и Луиза», «Мертвец идет»), Эллиот Гулд (сериалы «Метод Комински», «Грейс и Фрэнки»), Сэнди Мартин («Пьянь», «Солнечные истории»), Хэнк Азария («Колыбель будет качаться», «Большие надежды»), Зак Гренье («Бойцовский клуб», сериал «Хорошая жена»), Лиланд Орсер («Заложница», «День независимости»), Иэн Макшейн (сериалы «Дедвуд», «Американские боги»), Джеймс Вудс («Видеодром», «Однажды в Америке», сериал «Акула»), Стивен Бауэр («Лицо со шрамом», сериал «Во все тяжкие»).

Продолжительность: 7 сезонов.

Мой рейтинг: 9 из 10.

 

Рэй Донован — немногословный и неулыбчивый мускулистый мэн с лицом актера Лива Шрайбера, с модной небритостью на щеках, двумя татуировками (в память о погибшей девушке и о покончившей с собой сестре) — занимается тем же, чем и мистер Вулф из «Криминального чтива». Он Решает Проблемы. У мажоров Голливуда, которые не привыкли ни в чем себе отказывать и готовы расплачиваться за последствия, телефон Рэя — на быстром наборе. У него есть контора, где старший компаньон — адвокат-проныра, помощница — девушка с разнообразными криминальными талантами (она и хакерша, и спец по прослушке, и еще много кто), а подручный — громила с навыками спецагента, бывший сотрудник «Моссад» (примечательно, что исполнитель этой роли, Стивен Бауэр, в молодости сыграл реального сотрудника израильской спецслужбы — главного фигуранта антитеррористической операции «Меч Гидеона»).

Американский кабельный канал Showtime обычно выпускает сериалы, невозможные для эфирного вещания, ограниченного тысячу и одним пуританским запретом. Именно здесь прошел долгожитель канала, высокорейтинговый провокационный «Декстер» — восьмисезонная история маньяка-потрошителя, который научился использовать природные кровавые наклонности на благо общества (то есть убивать убийц, пытать садистов и пр.). Поскольку именно «Рэй Донован» явился на смену «Декстеру», с самого начала было очевидно, что заглавный персонаж тоже не будет дружить с законом и не будет скован моральными ограничениями. Так и получилось.

За семь сезонов всякое случается, и каждый раз Рэй старается не перекладывать на команду то, что может (а иногда и должен) сделать сам. Он не чурается черной работы; когда не хватает юридических аргументов, в ход идут шантаж, угрозы, а в запасе есть еще и бейсбольная бита, и «магнум» у виска. Журналисты предпочитают с Рэем ладить. У него есть осведомители в полиции и в местном отделении ФБР. У него большая семья: два родных брата (плюс один сводный), жена, двое детей-подростков… А еще у него есть папа, который отмотал двадцать лет и вернулся в Лос-Анджелес — не с самыми добрыми намерениями.

Микки Донован (его роль колоритно исполнил Джон Войт) — антагонист главного героя. На самом деле Доновану-старшему присудили двадцать пять, но он честно заслужил свое УДО: заложил федералам гангстерское семейство, которое сам же перед посадкой обокрал, и пообещал сдать сына Рэя — тот, собственно, и упрятал папочку за решетку. Авторы сериала почти сразу открывают зрителю карты и избегают недомолвок. Уже заранее известно, кто есть кто и что почем. Донован-старший — наркобарыга, прелюбодей и отвратительный отец, но того конкретного убийства, за которое сел, он не совершал. И Рэй это знает. И папаша знает, что сын знает. Поэтому в первой же серии, едва Микки выходит из тюрьмы, атмосфера в семье Донованов накаляется, как перед грозой, и в воздухе начинает опасно искрить. Между братьями вспыхивают размолвки. Обостряются былые фобии. Жена Рэя начинает бунтовать. Дети своевольничают. Скоро грянет буря. У каждого члена семьи — особая сюжетные линия. Они множатся, пересекаются между собой, и потому в кругу Донованов постоянно случается что-то неладное. У заглавного персонажа все меньше времени на решение чужих проблем: приходится улаживать семейные. И быстро, пока привычный мир не обрушился, похоронив всё, что Рэй с таким трудом выстроил…

 

Рэй с отцом

 

Надеюсь, читатель простит рецензенту подробности нескольких первых эпизодов первого сезона: сериал будет длинным, и по ходу сюжета некоторые обстоятельства поменяются, а потом еще раз поменяются. Родственники поссорятся и помирятся, и снова поссорятся, союзники станут врагами, враги заключат перемирие, и Рэю не раз придется действовать рука об руку с теми, кого бы он еще недавно без колебаний пристрелил. Авторы сериала ломают «мафиозный» стереотип, сложившийся еще со времен «Крестного отца». В «Рэе Доноване» Микки, номинальный глава семьи, — это дон Корлеоне навыворот: вместо верности, вместо следования законам преступной «этики» — лишь жадная, всепобеждающая витальность, с которой не совладают ни федералы, ни подельники, ни сын, ни даже госпожа Фортуна, которая хранит старого негодяя. Он не очень умен, но у него отличное чувство опасности, он не слишком хитер (а временами едва ли не простодушен), но хищнической цепкости у него не отнять. Микки живет инстинктами, действует по принципу «Умри ты сегодня, а я завтра». Джон Войт блестяще играет эту роль (за нее он получил вполне заслуженную премию «Золотой глобус»). К середине сериала может показаться, будто его герой постепенно начинает эволюционировать, что эгоизм отступает и Микки желает принести хоть какую-то пользу своим близким. Но всякий раз он, в итоге, не приносит ничего, кроме вреда. В седьмом сезоне будет несколько флэшбэков: мы увидим Донована-старшего в молодости и поймем, что этот человек не способен меняться в принципе — волк не сможет сделаться травоядным, так он устроен…

Однако не забывайте: главный герой сериала — все же не Микки Донован, а его сын Рэй.  Зритель ему сочувствует, хотя Рэй и совершает немало скверных и даже отвратительных поступков. Это происходит по той же причине, по какой мы идем на поводу у сценаристов и сопереживаем ловким махинаторам вроде Наки Томпсона («Подпольная империя»), Тома Кейна («Босс»), Фрэнка Таглиано («Лиллехаммер») и других аморальных персонажей сериалов: их противники выглядят разрушителями пусть сомнительной, но гармонии.

Мы сочувствуем Рэю и по другой причине: на него давят не только внешние обстоятельства, его терзают и давние (еще с детского возраста) психологические травмы. Он победит в драке, залечит огнестрельные раны и переломы, попадет в цель из пистолета, обведет вокруг пальца полицию и мафию. Он заключит сделку с дьяволом и обыграет его. Он — бронированный снаружи, но хрупкий внутри. Утрата близкого человека может сломать его. Рэй начнет поступать нелогично, самоубийственно «неправильно», выбиваясь из образа крутого мачо. Сумеет ли такой поломанный человек выжить и победить в безжалостном мире? Каким образом он это сделает? Эти вопросы, собственно говоря, и держат зрителя в напряжении все семь сезонов сериала. И простых ответов не ждите…

Кстати, если вам показалось, будто сериал завершился как-то внезапно и некоторые сюжетные линии подвисли, то вам показалось правильно: создатели планировали еще восьмой сезон, поэтому решение руководства канала Showtime закрыть сериал было неожиданным и для съемочной группы (возможно, причиной стала пандемия). В августе Лив Шрайбер написал в Инстаграме о том, что, возможно, будет снят фильм, подводящий итоги сериала. Очень надеемся. Потенциал Рэя Донована не исчерпан. У братьев его тоже осталось немало возможностей. Да и папаше их многогрешному есть еще куда падать.