Сериалы-XXI. Увидеть Марс и уцелеть

8 ноября 2020, 08:34

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Вдали (Away). США, 2020.

Жанр: космическая фантастика с элементами драмы и мелодрамы.

Кто придумал: Эндрю Хиндеракер.

Кто участвует: Хилари Суонк («Малышка на миллион», «Парни не плачут», «Писатели свободы»), Джош Чарльз («Общество мертвых поэтов», «Не говори маме, что няня умерла», сериал «Хорошая жена»), Вивиан У («Река грусти», «Снежный цветок и заветный веер»), Марк Иванир («Список Шиндлера», «Однажды в Германии»), Рэй Пантаки (сериалы «Банды Лондона», «Не те парни»), Ато Эссандо (сериалы «Винил», «Видоизмененный углерод»), Талита Бейтман («С любовью, Саймон», «Обратный отсчет»), Габриэль Роз («Моди», «Собачья жизнь»), Брайан Маркинсон (сериалы «Полиция племени», «Каприка»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 7 из 10.

 

Планета Марс издавна интересовала и писателей-фантастов, и кинематографистов. С Марса прилетали на Землю кровожадные спруты Герберта Уэллса, на Марс переносились герои Алексея Толстого, Эдгара Райса Берроуза, Рэя Брэдбери и других. И хотя современные фантасты все чаще отправляют своих персонажей далеко за пределы Солнечной системы, где больше шансов встретить инопланетян, четвертая планета от Солнца все равно остается желанной целью человечества. И вот — недалекое будущее. Мечта сбылась: космическая экспедиция «Атлас» отправляется на Марс. Сперва экипаж достигнет Луны, а уже оттуда — прямой путь на красную планету. Потребуется три года, чтобы слетать и вернуться обратно: по историческим меркам, не такой уж долгий путь. Может быть, земляне найдут на Марсе жизнь. А если нет, то, вполне возможно, там приживутся земные растения. Сумел же герой романа Энди Вейера — и последующего фильма — вырастить на Марсе обычную картошку!

Хотя формально сериал «Вдали» считается фантастикой, он вплотную приближен к сегодняшнему дню. Основой сценария стал не роман в жанре science fiction, а научно-популярная статья Криса Джонса в журнале Esquire. На Земле — та же реальность: те же интерьеры, пейзажи, автомобили, мотоциклы, все так же американцы жарят барбекю на заднем дворе, и все так же человек, перенесший инсульт, может остаться инвалидом — и никакая реабилитация не поднимет его (по крайней мере, быстро) с инвалидного кресла. Согласно сюжету, когда Мэтт Логан (Джош Чарльз) и Эмма Грин (Хилари Суонк) познакомились, оба были в отряде астронавтов и претендовали на место в экспедиции. Считалось, что у Мэтта больше шансов: ведь Эмме, как молодой маме, надо было заботиться о дочери. Но время шло, девочка выросла, а у Мэтта обнаружили генетическое заболевание, не позволяющее отправиться в космос. И стало ясно, что на Марс полетит Эмма — к тому моменту, когда начали формировать экипаж, у нее был накоплен «космический» опыт в других миссиях. Потому ей поручили командование. А дочь Алексис (Талита Бейтман) — вместе с Мэттом (в инвалидном кресле) после инсульта — ждет ее возвращения на Земле.

Центральные персонажи сериала — участники экспедиции. Миссией «Атласа» руководит НАСА, но финансируют полет несколько стран, а потому и экипаж — международный. В его составе, помимо американки Эммы Грин, есть еще и химик-китаянка Лу Ванг (Вивиан У), русский инженер Миша Попов (Марк Иванир), врач-индиец Рама Арья (Рэй Пантаки) и биолог Квеси Вайсберг (Ато Эссандо) — афробританец, исповедующий иудаизм. Самый опытный из них — Попов (несмотря на залихватское «Миша», ему под шестьдесят, и он дольше всех пробыл в космосе). Самый неопытный — новичок Квеси: он летит впервые, но нехватку навыков должны искупить его глубокие познания в ботанике (именно этот герой и намеревается вырастить на Марсе если не яблони, то уж шпинат — точно).

Зрителя необходимо постоянно держать в напряжении, а потому простым полет не будет. «Космический» сегмент сценария весь состоит из сложностей, проблем и их преодоления. Самые неприятные беды — технологические: то кораблю грозит пожар, то не раскрывается одна из солнечных батарей, то выходит из строя система очистки воды. Каждая из бед, разумеется, грозит экипажу гибелью — быстрой или медленной. И если бы не Мэтт, консультирующий НАСА, плохи были бы дела «Атласа». Проблемы медицинские, которые тоже возникают, не так фатальны, но тоже крайне неприятны. Один из членов экипажа, например, начинает страдать тяжелой депрессией, другой быстро слепнет, у третьего атрофируется часть ступни, у четвертого в организме пробуждается опасный вирус — и все эти неприятности тоже надо преодолеть или, по крайней мере, учиться с ними жить дальше. А есть еще проблемы психологические. В первых эпизодах внутри экипажа назревает конфликт: некоторые считают, что Эмме не стоит быть командиром. Главной героине придется доказывать свое лидерство не только словами, но и конкретными поступками…

Авторы сериала больше всего боятся, что герои покажутся чересчур функциональными, схематичными (в фантастике, особенно космической, это, увы, не редкость), а потому отягощают каждого из астронавтов еще проблемной личной жизнью либо печальным бэкграундом. Никто не родился с серебряной ложкой во рту, никому ничего не далось легко.
Один из членов экипажа, родом из Ганы, остался без родителей и лишь по счастливому стечению обстоятельств был усыновлен в Великобритании. Другой после долгих лет унылой семейной жизни обнаруживает в себе нетрадиционную ориентацию. Третий и четвертый испытывают чувство вины перед своими дочерьми — за то что не заботились о них или оставили на Земле, когда были им так нужны. Пятого мучат призрак умершего брата и влюбленность в командира. Всё это выглядит некоторым перебором, даже по меркам политкорректности. Порой кажется, что периодически происходящие аварии на борту — не только зло, но отчасти и благо: по крайней мере, они позволяют экипажу отвлечься от своих многочисленных комплексов и сосредоточиться на чем-то общественно полезном.

По сюжету, главная героиня должна притягивать основное внимание зрителей, но на деле Миша в исполнении Марка Иванира выглядит более интересным персонажем — и не только для русскоязычного зрителя. На протяжении полета герой по крайней мере эволюционирует, меняя свое отношение к главной героине — чего не скажешь о ней самой: она улетает на Марс с душевным надломом и он сохраняется вплоть до последнего эпизода сериала. Хотя героиня, конечно, напрягает волю, стараясь держать себя в руках, — с переменным успехом.

Космические фрагменты сериала чередуются с «земными», и вторые гораздо менее увлекательны. Понятно почему: после инсульта Мэтта (он переживает его в первом же эпизоде) самая большая неприятность, которая случается с героями, — это легкое сотрясение мозга после падения Алексис с мотоцикла. Прочие же события жизни девушки (споры с отцом, конфликтная переписка с матерью, роман с байкером Айзеком Родригесом) выглядят неизбежными «общими местами». От подобных сюжетных клише авторам трудно было бы избавиться совсем, но запросто можно было сократить их экранный метраж раза в два…

Долетит ли «Атлас» до цели? Будет ли посадка мягкой? Выживет ли экипаж? Последний эпизод первого сезона даст ответы на все эти вопросы. И раз уж сценаристы вдоволь помучили героев во время перелета, зритель имеет право надеяться, что все мучения и треволнения не напрасны. Должен же кто-то вырастить на Марсе этот чертов шпинат!