В рейтинге конфликтных городов Саратов занял 17-е место из 25. Рейтинг был составлен на основе соцопроса, в котором жителям предлагалось ответить: часто ли они ругаются с незнакомцами, могут ли назвать себя конфликтными людьми и так далее.
Подробнее о конфликтогенности саратовцев редакции ИА «Версия-Саратов» рассказала доцент кафедры социальных коммуникаций Поволжского института управления им. П. А. Столыпина — филиала РАНХиГС Анна Фёдорова. Собеседница также является региональным представителем Московской Школы Конфликтологии.
По словам Фёдоровой, главная причина конфликтов между людьми — внутриличностное напряжение: «Наши внутренние конфликты выражаются в недовольстве, раздражительности, агрессии, неприятии других людей. Не бывает так, что внешне человек конфликтен, а внутренних конфликтов у него нет».
Эксперт считает, что пандемия лишь усугубит конфликтогенность жителей, ведь благодаря ей внутриличностное напряжение в обществе растёт. Это осложняется тем, что люди всё меньше доверяют друг другу.
«Многие уходят на дистанционную работу и обучение. Мы стали реже видеться. Люди перестали здороваться за руку, обниматься и целоваться при встрече. При разговоре на улице стараются надевать маску. Всё это сказывается на утрате доверия друг к другу. А поскольку доверия становится меньше — конфликтов будет больше», — отметила Фёдорова.
Сильно на конфликтогенность влияет и соблюдение межличностной дистанции. Наш город, по словам собеседницы, в этом вопросе отличается не в лучшую сторону: «Саратов этим славится. В Москве, например, высокая плотность и большая динамика населения. Там люди по улицам даже не ходят, а бегают. Тем не менее, они физически не дотрагиваются друг до друга, а стараются держать дистанцию. В Саратове же это не соблюдается. Люди стараются подойти как можно ближе, потрогать».
Эксперт отметила, что первая реакция человека при конфликте — агрессия, но это нормально, ведь психологически в нас заложено воспринимать незнакомца как потенциального врага: «Эволюционно выживали те, кто был настороженно настроен к окружающей среде и к другим людям».
«Ещё до конфликта к нему надо готовиться и тренировать себя на переход в режим вежливости и принятия другого человека. Чаще задумываться о том, что мы делаем и для чего. Почему сейчас я себя веду так, а не иначе. Это как тренировка. Потому что, когда вы попадаете в конфликт, то там не способны сориентироваться и используете те стратегии поведения, которые у вас уже есть», — подчеркнула Анна Фёдорова.