Предположить, как будет развиваться пандемия COVID-19, можно на примере эпидемии испанского гриппа, которая была около ста лет назад (с 1918 по 1920 годы). Такое мнение врач иммунолог-аллерголог Владимир Болибок выразил в интервью радио Sputnik.
«Испанка», как считается, была самой массовой пандемией гриппа за всю историю человечества. За период пандемии во всём мире «испанкой» заразились не менее 550 миллионов человек. Оценки числа умерших от неё разнятся от 17 миллионов до 100 миллионов человек. Такой разброс связан с тем, что пандемия наложилась на конец Первой мировой войны и её последствия.
Болибок считает, что распространение COVID-19, как и «испанки» в прошлом веке, зависит от появления коллективного иммунитета. «У пандемии „испанки“ столетней давности было три волны: весенняя, потом осенне-зимняя и после лета опять была осенне-зимне-весенняя. Самая тяжелая была вторая волна, которая осень—зима. Сейчас ничего не изменилось: коллективный иммунитет в начале инфекции был по нулям, поэтому волна пошла, как и должна была идти», — отметил он.
Способ, который поможет закончить пандемию за две недели, хорошо известен, подчеркнул Болибок. «В любом учебнике эпидемиологии написано: если вы инфицированных разобщаете и сажаете жестко на карантин, у вас эпидемия прекращается, потому что в организме человека вирус не может существовать вечно. Либо организм погибает вместе с вирусом, либо вирус погибает, а организм выздоравливает», — пояснил он.
Таким образом можно прервать передачу цепочки вируса — «если одновременно запереть всех людей в своих квартирах, чтобы никто никуда не ходил» в течение двух недель. Однако применить такую методику на практике в полном объёме затруднительно, отметил Болибок. По его словам, подавить распространение коронавируса удалось тем странам (Китай, Тайвань, Южная Корея, Вьетнам), которые жёстко действовали по этой схеме.
Напомним, глава Центра им. Гамалеи Александр Гинцбург ранее заявил, что главная трудность борьбы с пандемией COVID-19 в России заключается в том, что эпидемия из завозной стала локализованной — превратилась во множество очагов по стране. На первом этапе можно было блокировать пути передачи инфекции, однако сейчас сделать это «фактически невозможно, потому что много локальных очагов собственных, которые вспыхнули и более-менее начали функционировать одновременно», отметил он.