Сегодня на заседании комитета по социальной политике в Саратовской областной думе обсудили порядок расчета субвенций районам области на муниципальные детсады, школы и обеспечение образовательной деятельности.
И.о. министра образования Елена Нерозя отметила, что в 2021 году на образовательную деятельность выделено более 18 млрд рублей, из них на школы — 12,4 млрд, на дошкольные учреждения — 6,1 млрд рублей.
«Законопроект определяет объем субвенций районам на финансовое обеспечение образовательных организаций. Меняется методика расчетов. Проект нужен для приведения законов области в соответствие с федеральным законодательством», — сказала Нерозя.
Она добавила, что, к примеру, в нормативах уточняются нормы по наполняемости классов и предусмотрен отдельный норматив по малокомплектным классам и группам в детсадах, а также определяется, что районы теперь отвечают за зарплату работников, которые не участвуют в образовательном процессе.
«Тут речь идет о том, что деньги передаются с одного кармана в другой. От этого в кармане денег больше не станет. Как изменится после этого зарплата рядовых воспитателей и учителей?» — спросил депутат Иван Дзюбан («Единая Россия»).
Нерозя пояснила, что полученные субвенции будут распределять районы.
Затем вопрос задал депутат, директор школы в Александрово-Гайском районе Сергей Харьков («Единая Россия»).
«С моей точки зрения, широкого обсуждения этих новых методик не было. Мы только сейчас обсуждаем положение о субвенции и норматив, после принятия бюджета», — сказал Харьков.
«Вы присутствовали на всех обсуждениях», — сказала Нерозя и призвала различать исполнение полномочий районов и региона. «Есть методики расчета субвенций. Методики единые для всех районов с учетом средних показателей численности. Это те суммы, которые муниципалитет распределит на функционирование каждой образовательной организации. Сама система оплаты труда — это полномочия муниципалитета. Но они должны ориентироваться на бюджетный кодекс и действовать в пределах лимитов», — добавила Нерозя.
Затем она снова призвала «жить в пределах лимита». «Лимиты определяют финансовую составляющую на организацию образовательной деятельности. Раньше процесс шел из учреждения. Учреждение формировало все и ничего не обосновывало. И получалось, что у нас есть 100, а живем мы на 150. Поэтому сейчас есть норматив для расчета», — пояснила Нерозя.
«Почему школы выражают опасение? Вы определили, как формировать районную субсидию. А зарплата учителя — это полномочия муниципалитетов. Они возьмут старую методику и начнут считать. Если бы вы объяснили, куда мы приедем, к какой зарплате, было бы меньше вопросов», — сказал Дзюбан.
«Мы обсуждаем это с районами, видим внимание, находим понимание», — ответила Нерозя. «Мы реагируем на каждое замечание профсоюзов», — добавила она.
Депутат Юлия Литневская («Единая Россия») заявила, что депутаты «подстраховывают» чиновницу. «Если будут утрачены сильные педагогические коллективы в школах, вас все эти обсуждения с районами не защитят», — сказала Литневская.
Она подчеркнула, что Харьков «дает неискаженную обратную связь». «Он из вашего подведомственного учреждения. Ему можно много говорить про методику, но он про людей спрашивает. Это наша задача. С нас спросят!» — сказала Литневская.
Она добавила, что опасается, что министерство образования может «создать мину замедленного действия, которую не сможет контролировать».
«Абсолютно нет», — отреагировала Нерозя. «У нас предусмотрен контроль за расходованием субвенций и оплаты труда», — добавила она.
После этого законопроект прокомментировал прокурор Иван Гусев.
«Содержание законопроекта формально не противоречит законодательству. Есть опасения насчет возможности реализации новой методики. Разработчик объясняет ситуацию необходимостью более эффективного распределения средств. Согласно тому, что мы услышали, фактически уменьшается объем финансирования и ответственность перекладывается на муниципалитеты. Смогут ли районы реализовать это — у нас вызывает вопросы», — сказал Гусев.
В итоге депутаты решили продолжить обсуждать законопроект на заседании комитета.