Саратовское Сообщество Организаторов, куда входят так называемые ивент-агентства, написало отчаянное письмо спикеру госдумы Вячеславу Володину с просьбой о поддержке. Сообщество Организаторов обращалось к властям и раньше, писали письма в мэрию, в Правительство, губернатору. Коронавирусная пандемия и режимы ограничений с марта этого года вышибли множество артистов из привычного ритма жизни, лишили работы и средств к существованию.
В мэрии сказали, что мы в этом ничего не понимаем, вот если деревья спилить к лешему или забором аллею перекрыть — то к нам, а про артистов — это в Правительство области, там и министерство культуры есть, как раз вон театр оперы и балета доедают, вы на десерт пойдёте.
В Правительстве области так удивились письму от ивент-агентств, что даже ничего не поняли. Честно говоря, я бы на месте Правительства тоже малость удивился такой суете. Будучи человеком нелюдимым, я был уверен, что в городе орудуют тамады в количестве полутора десятков говорливых личностей, с десяток фотографов-операторов и столько же электронных пианистов. Хорошо, пусть ещё будет с пяток фокусников, которые просят завязать им крепким узлом руки, а потом оказывается, что этот Гудини легко выбирается. И я был уверен, что они все каким-то образом при деле.
Но директор ивент-агенства «Фиеста-Саратов» Ксения Акимова меня огорошила. Она сказала: «Тамады работают с частниками, за наличку, сами. Тамаду можно пригласить в кафе или на дачу, где собрались отмечать что-то. Ты тоже можешь позвать к себе домой тамаду, если одному выпивать скучно (я сказал, что разговариваю сам с собой, поэтому не скучно — авт.). Речь не только о них в данном случае! Речь о творческих коллективах и артистах, которые выступают на мероприятиях юридических лиц через посредничество наших агентств. Большое число компаний Саратова и области, как государственных, так и коммерческих заказывают развлекательную часть на различные праздники — общие и их профессиональные. Вот наша сфера. Проводятся тендеры, мы заключаем официальные договора с юрлицами, всё организуем, нанимаем артистов, создаём рабочие места, платим налоги. Работаем с детскими домами на благотворительной основе. Проводим выставки, презентации, Дни города — в общем, вся „движуха“ в Саратове — это кто-то из нас — ивент-агентств. И вот в нашей сфере в целом заняты десятки тысяч человек, которые сейчас без работы».
Подобно персонажу Баббе, который перечислял Форресту Гампу блюда из креветок, Ксения начала перечислять мне людей из мира развлечений:
«Да, прям тысячи.
— Танцевальные коллективы (из успешных) — человек 500;
— цирковые коллективы и оригинальный жанр;
— ведущие (не считая тамады всяких);
— координаторы, администраторы;
— менеджеры, сценаристы;
— фокусники;
— детские аниматоры;
— фотографы;
— видеографы;
— режиссёры по звуку;
— режиссёры и техники по свету;
— монтажники конструкций, шатров и тд.;
— сотрудники кейтеринга (еда снаружи);
— музыканты и певцы;
— кавер группы и трибьюты (те, кто поет известные песни);
— флористы;
— декораторы…
Это бесконечно можно перечислять. И у всех это основной источник дохода. И все в возрасте 20-40 лет. У нас — индустрия, а не просто тамада пришёл на день рождения. У нас увольнения массовые, а у людей кредиты, ипотеки. В мае выплатили нам по 12 тысяч на сотрудника и всё».
Для меня это было небольшим открытием, я и не думал, что мы живём в таком творческом городе.
Запрет на развлекательную деятельность вступил в силу с 26 марта после постановления Правительства области. Тогда же в городе закрыли все кафе и рестораны. Но уже в июле после многочисленных воззваний рестораторов, у которых заканчивались деньги на выплату зарплат и содержание заведений, и когда эпидемиологическая ситуация вроде стала позволять, пункты общепита власти стали постепенно открывать. Они и сейчас работают, хоть и с ограничениями. Деятельность же артистов разрешена не была, и вот уже восемь с лишним месяцев они сидят без работы.
Мы помним, что ещё весной, когда президент Владимир Путин первый раз объявлял самоизоляцию, он тогда сказал, что заработная плата сохранится. Работники бюджетных организаций на этот счёт вообще не волновались, деньги выплатят. У работников коммерческих структур значительно повысился пульс, но всё-таки у крупных компаний должны быть счета на черные дни и какие-то выплаты. За восемь месяцев пандемии множество компаний как-то перестроили свою работу в новых реалиях. Перевели сотрудников на «удалёнку». Летом, как уже говорилось, разрешили открыть рестораны и кафе. Заработали кинотеатры в особых условиях. Но для живой развлекательной отрасли не изменилось ничего.
Труд или, так сказать, продукция этих людей выдаётся только в режиме «здесь и сейчас», почти по Рене Декарту: «Мы выступаем, следовательно, существуем». А если не выступают, то как будто их и не существует. На заводе, например, сокращают двести человек — и это бросается в глаза, это во внимании, это социальная проблема. А артисты просто растворяются и нет их.
За восемь месяцев простоя артисты и организаторы приспособились, как могли: пошли в такси, курьерами еды, подмастерьями в бригады по ремонту квартир, на кассы в алкогольные и прочие магазины, в клининговые компании — уборщиками и так далее.
Понятное дело, что декабрь для ивент-компаний и артистов — самый урожайный период, это как курортный сезон для отельеров, как 8 марта для цветочников, как пятница для алкомаркетов и баров. Но в этом декабре — декабря нет.
Ксения Акимова говорит, что они понимают серьезность ситуации, но просят хоть какой-то поддержки от государства в виде налоговых послаблений или финансовой помощи, или снять полный запрет на артистическую деятельность и позволить выступать пусть с ограничениями и санитарными нормами, раз можно людям приходить в кафе и рестораны.
Понятное дело, что второй номер вряд ли пройдёт: у нас Правительство с 9 декабря запустило школьников в школы, но при этом отменило проведение любых корпоративов, массовых мероприятий и банкетов где бы то ни было.
А вот с первым номером — о финансовой поддержке может и получиться, обратились вполне по адресу — к спикеру Госдумы Вячеславу Володину. Сказал же спикер 28 октября, когда обсуждали проект федерального бюджета в первом чтении: «Сегодня экономика находится в кризисе. Причем не только в нашей стране, но и в других странах. Мы преодолеваем эти вызовы более успешно, чем другие страны, хотя у нас сложностей хватает». Видите: более успешно, чем другие страны — это главное. А 26 ноября, когда принимали в третьем чтении, спикер ещё раз отметил: «Сложный год, непростой, и надо прямо сказать: все сделал Президент для того, чтобы все социальные обязательства были выполнены за счет государства, а не за счет людей… Пандемия принесла кризис в экономике, причем не только в нашей стране, во всем мире. Наша страна его преодолевает не за счет народа, как это было и в 90-е».
Видите: не за счёт людей. Вот и хорошо. Значит, должны дождаться поддержки ивент-агентства и тысячи артистов Саратова, чтобы после пандемии город напрочь не лишился развлекательной сферы, а то так и на дне открытия Парка Покорителей космоса выступить будет некому, придётся членам Правительства самим что-то исполнять в шатрах при застолье.