С сентября прошлого года идет процесс укрупнения Саратова за счет присоединения муниципальных образований Саратовского района. Багаевку и Красный Текстильщик — близлежащие села — уже включили в состав города. А до конца текущего года Саратов, как ожидается, поглотит Саратовский район целиком. Мы спросили у жителей сельских поселений о перспективах стать горожанами.
Глава Саратовского района Иван Бабошкин публично улыбался и радовался по поводу грядущего укрупнения. Но в реальности, скорее всего, без восторга встретил новый тренд на поглощение района. В итоге он опередил события и дал обширное интервью, рассказав о планах властей. Возможно, такой фальстарт был дан специально для того, чтобы оценить реакцию самих жителей района, прощупать почву.
Так что же они думают о происходящем?
— На мой взгляд, эта идея абсурдная, — говорит Светлана Клепикова, жительница села Сосновка. — Совершенно непонятно, как это будет выглядеть на практике. Медицинская помощь станет более доступной? Или может быть у нас в деревне фонарей больше станет? А может резко увеличится количество рабочих мест и уровень доходов? Городской статус повлияет как-то на права сельского жителя? Или предполагается, что в селах появятся образовательные развивающие комплексы для детей?
Если да, то тогда конечно, мы обеими руками «за». Тогда все деревни России надо присоединять к городам, а наши — к Саратову. Потому что сейчас в селе все перечисленное полностью отсутствует. Здесь часто нет сотовой связи, а качество питьевой воды такое, что пить ее категорически нельзя — ею можно пользоваться только в хозяйственных целях.
Но я сильно сомневаюсь, что после присоединения к Саратову наша жизнь изменится к лучшему. Хорошо, если не поменяется ничего. Хотя думаю, что расходы наши вырастут, особенно в части оплаты коммунальных услуг. Я почти уверена, что тарифы увеличатся. Льготы сельские отменятся, наверное. То есть жизнь в селе станет дороже при примитивных условиях, а значит, село будет еще беднее и ущербнее. Сельское хозяйство, думаю, совсем загнется.
Мне кажется, что эту реформу и начинать надо было с подготовки условий для ведения бизнеса и с повышения уровня жизни населения. Что мешало это делать в статусе МО?
Ну, поживем-увидим. Что бы мы тут не говорили, наше мнение все равно никого не интересует. Это мы увидели на примере Багаевки.
По словам фермера Александра Кузовкина, главы ООО «Агротекс» в Михайловском МО, на сегодняшний день никаких официальных разъяснений по поводу включения территории Саратовского района в состав города местные власти не дают.
— Я спрашиваю: как будет, что делать с хозяйством, как вести бизнес? Не говорят. Потом, мол, все расскажем. Обещают, что ничего для нас не изменится. А на основании чего не изменится? Законодательство же они не изменили. А в каком документе сказано, что у горожан могут быть сельские льготы по тарифам, например?
Скорее всего, поднимут налоги — на землю, на имущество. Тарифы — газ, свет. Страховки на транспортные средства подорожают. Я так это вижу.
Как мне сельским хозяйством заниматься, не знаю. В администрации Саратова нет же сельхозотдела. Интересно, во сколько теперь мне будет обходиться сельхозземля, раз она станет городской территорией. У меня все-таки 5 тыс. гектаров здесь. Вопросов пока больше, чем ответов.
Они хотя бы для начала какой-нибудь план утвердили и обнародовали для людей, что это вот так будет проходить, по такому вот закону, а это вот так. Тогда было бы понятно. А то хотят сначала присоединить, а потом уже объяснять. Вот они людей успокаивают, что ничего не поменяется в плане льгот сельскому населению, а ведь никаких гарантий нет. Утвердили бы это сохранение законом, а потом присоединяли.
Я вообще думаю, что все это делается ради сбора налогов. Как впрочем, во всем и всегда. Как только урожай хороший, сразу дополнительные пошлины нам вводят. Больше денег в бюджет сразу хотят собрать. Сейчас уже со всех сторон в карман гражданам залезть пытаются.
Ну сходим на публичные слушания, послушаем, что нам там будут говорить. Только толку-то? Как совет муниципального образования проголосует, так и будет. Как в Красном Текстильщике: там люди голосовали против, а совет — за. В итоге, Красный Текстильщик присоединили к Саратову. Насколько мне известно, депутаты Михайловского МО тоже не возражают. Так что мнение людей уже давно никого не волнует.
Людмила Коховец, пенсионерка, владеет дачей вблизи поселка Зоринский. И, несмотря на то, что сама является жительницей Саратова, новостям о том, что ее дача скоро будет в черте города, отнюдь не рада:
— Во-первых, я боюсь, что может измениться кадастровая стоимость земли здесь, раз она станет городской территорией. А значит, увеличится налог. Это радовать совсем не может.
А во-вторых, в перспективе здесь может начаться какое-нибудь строительство. Или жилую застройку сюда начнут вести, у нас же сейчас на любом свободном клочке норовят высотку воткнуть, или, не дай бог, завод какой-нибудь организуют. Нам, дачникам это зачем? Сейчас все хорошо: дача близко к городу и в то же время в тихом уединенном месте.
А в-третьих, непонятно для чего это укрупнение нужно. Ну ладно бы ближайшие села присоединяли, которые и так уже практически в Саратове. Но весь район?! Тот, кто это придумал, в карту-то заглядывал?
Владимир, житель села Расловка, уверен, что руководство города Саратова, включая главу администрации Михаила Исаева и глав всех городских районов, просто не справится с новой расширенной территорией:
— У них сейчас и своих проблем хватает, куда им площади Саратовского района. Вот сейчас зима, в городе дороги чистить не успевают, коммунальные аварии бесконечные и т. д. У нас пока в Саратовском районе все относительно хорошо. По крайней мере, в нашей Расловке дороги чистятся. Тут местная администрация купила трактор и оперативно его использует после снегопадов. Проблем нет. А когда территория будет принадлежать городу, трактор у нас, скорее всего, заберут и будут направлять на расчистку городских улиц. Там же техника нужнее, ее же городу не хватает.
Вот посмотрите на Поливановку — фактически деревня в черте города. Как там не было асфальта никогда, так его и нет, не чистили там дороги и не чистят. У меня там приятель живет, я знаю, о чем говорю. Или Агафоновка, или поселок Сокол.
Другая проблема, это конечно тарифы. Хоть и говорят, что не будут поднимать, но я не верю. Может быть не сразу, но электроэнергия, газ, которые сейчас в селе намного дешевле, чем в городе, точно подорожают. Сравняются. Не бывает же так, что в одном районе города — например, в Ленинском — одни тарифы, а в другом — например, в Заводском — другие.
Дальше идет страховка. ОСАГО сельскому населению обходится в какие-то копейки. Когда мы станем городским населением, эти льготы у нас отнимут. Потому что не понимаю, как может быть иначе. Обещать-то что угодно можно, но вы покажите, где написано, что так можно, и что это законно.
Однозначно сложнее станет диалог с местной властью. Сейчас в нашу сельскую администрацию мы можем легко обратиться по любому вопросу. А когда мы городом станем, наша администрация будет где? Кому звонить — сразу Исаеву или Радаеву напрямую?
Интересно, что будет с пропиской. Сейчас мы все прописаны в Саратовском районе, а когда его не станет, нам значит, придется менять все документы, в которых указывается адрес. Это та еще волокита.
Максим, житель села Усть-Курдюм:
— Мы бежали из Саратова года четыре назад. Уже никаких сил не было жить в этом коммунальном аду. И вот выясняется, что невозможно сбежать из Саратова — этот город все равно за тобой придет, даже в село. Я не понимаю, чего добивается власть такими инициативами. Считают людей за идиотов? Хотят партизанщины? Ждут, когда лопнет терпение?
В превращении села в город плюсов нет. Чтобы не напевали чиновники разного ранга, как бы ни рисовали картинки прекрасной жизни. Они говорят, что тарифы не вырастут. Любой здравомыслящий человек в это не поверит. Пару лет может и не вырастут. Они говорят, что ОСАГО не вырастет. Врут. Они говорят, что деньги потекут в эти населенные пункты рекой. Врут. Почему они не текут рекой в Поливановку и Агафоновку? Как был там тридцать лет назад коммунальный ужас, так и остается.
Администрация Саратова из года в год показывает свою управленческую несостоятельность. Каждое лето — заторы, пробки, раскопки. Наплевательство на людей. Ямы раскопаны месяцами, рабочих не видно, всем плевать. Каждую зиму при малейшем снегопаде — коллапс, бесхозяйственность. Нечищеные дворы, забитые парковки, обледеневшие тротуары. Снег валится с крыш и убивает людей. И этим управленцам хотят доверить новые территории? Они доказали свою эффективность?
Люди уже который год кто куда убегают из Саратова! У нас в селе вода не течет по улицам, а снег даже на дальних улицах тракторок чистит через день-два после снегопада. У нас вывозится мусор. У нас худо-бедно делают ямочный ремонт дорог. И мы знаем куда идти скандалить, если возникнут проблемы.
Отдельная песня — это саратовское чиновничество. Все знают, какие у них аппетиты. Я не хочу оббивать годами пороги саратовской администрации, чтобы согласовать строительство сарайчика на своем участке.
В Саратове возводят дворцы спорта, пляжи, самые длинные пешеходные зоны, скоростные трамваи. Другие-то проблемы уже решены. Лично я в этом участвовать не хочу. Пусть лучше сельская администрация на свои скромные три копейки дороги чинит, чем закопает эти копейки в новый саратовский пляж. Не хочу превращения Усть-Курдюма в Поливановку. Пусть сначала там все до ума доведут, а потом уже сюда приходят со своими идеями.
Гипотетические пряники и плюшки
Чиновники, в том числе глава Саратовского района Иван Бабошкин, уже пытались объяснить суть и цель проводимой реорганизации. Так, в одном из интервью чиновник говорил, что руководство региона надеется привлечь таким образом больше денег. Дескать, чем больше численность населенного пункта, тем больше ему выделяется средств из федерального бюджета.
Михаил Исаев, глава администрации Саратова, на одном из заседаний городской думы, где обсуждались перспективы объединения, говорил, что увеличение численности жителей позволит городу принимать участие в национальных и других федеральных проектах. И отмечал, что выигрывает от слияния не только Саратов.
По его словам, появится возможность направлять деньги из городского бюджета на решение проблем жителей новых территорий Саратова. Так как местных нищих бюджетов сейчас ни на что не хватает. Например, годовой бюджет Багаевского МО — всего 2,5 млн рублей.
Довод, на первый взгляд, убедительный. Но численность Саратовского района, по данным на 2020 год, составляла 49 892 человека. Сколько дополнительных денег это может принести бюджету Саратова? И хватит ли их, чтобы ситуация в городе и в присоединяемых населенных пунктах качественно улучшилась?
Еще один аргумент в пользу слияния города с территориями района — необходимость расти и развиваться. Но, по словам Михаила Исаева, Саратов может расти только вширь. Значит надо расширяться. Это повлечет прирост площадей для жилой и коммерческой недвижимости, сделает территорию более привлекательной для инвесторов, что в свою очередь поспособствует увеличению объема инвестиций и, соответственно, налоговых поступлений в бюджеты.
Иван Бабошкин в беседах со СМИ упоминал крупный инвестиционный проект от компании «Вымпелком», который якобы может быть реализован после слияния Саратова и Саратовского района. Проект строительства международного межрегионального центра хранения обработки данных (ЦОД), говорят, оценивается в 4 млрд рублей.
Не исключено также, что расширение города за счет территории района нужно для решения проблемы выделения земли многодетным семьям, расселения ветхого и аварийного жилья и исполнения других обязательств в жилищной сфере. Появится возможность давать участки и строить социальное жилье не в стесненных условиях города, а в присоединенных МО.
Неловкие попытки объясниться
Пытаясь успокоить взволнованное население, чиновники говорят им, что хуже точно не станет. Наоборот, мол, добавится городской комфорт при одновременном сохранении «сельских» льгот — компенсационные выплаты сельским врачам и учителям, льготы по оплате ЖКХ, льготные тарифы на электричество и газ и прочее.
Замглавы администрации Саратова — председатель комитета правового обеспечения мэрии Максим Леонов ссылался на какой-то закон, который якобы позволяет включать в состав городского округа сельские территории, если их площадь не превышает 2/3 от площади города. А значит, как поясняет Леонов, и сельские льготы будут действовать, и участие в программах «Земский доктор» и «Земский фельдшер» продолжится.
То же самое обещал населению и губернатор Валерий Радаев в своем видео-обращении.
Честно говоря, мы не нашли тот нормативный акт, на который в своих обещаниях опираются саратовские чиновники. Но нам попались разъяснения комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Разъяснения касались «некоторых аспектов образования городских округов путем объединения поселений». И в них обнаружился любопытный нюанс, идущий в разрез со всем, что говорят первые лица региона и города.
Так, комитет ГД подтверждает, что сельской местностью действительно можно считать сельские населенные пункты, входящие в состав городских округов. Но только за исключением тех городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации.
Административным центром субъекта РФ — Саратовской области, напомним, является город Саратов. А значит, может оказаться, что при объединении именно с ним населенных пунктов Саратовского района, даже сохраняющих статус «сельских», жители этих поселений утратят все преференции. Другими словами, сохранение «сельских» льгот и участие в указанных выше программах, станет невозможным.
Заверения в сохранности льгот по ОСАГО тоже выглядят сомнительными. Алексей Антонов, депутат Саратовской областной думы, президент ТПП по Саратовской области, осенью 2020 года доказывал, что стоимость страховки ОСАГО останется прежней. Она, мол, зависит не столько от статуса — городской или сельский — а от прописки.
По словам Антонова, Указанием Банка России присоединяемые населенные пункты относятся к категории «прочие города и населенные пункты». Для них установлен пониженный коэффициент страховых тарифов (0,5-0,91). И если владелец транспорта не будет менять место постоянной регистрации на Саратов, то никакое повышение ОСАГО ему, дескать, не грозит.
Все действительно так, но только в отношении «прочих городов и населенных пунктов». Логично предположить, что после объединения с Саратовом населенные пункты Саратовского района перестанут быть «прочими» и получат саратовский страховой коэффициент по ОСАГО — 1-1,54.
Так же ситуация выглядит и с «сельской ипотекой», которую сейчас разрешено брать во всех 80 населенных пунктах Саратовского района — официально считающихся сельской местностью. Согласно условиям программы, нельзя использовать сельскую ипотеку для покупки квартиры в доме свыше 5 этажей, даже если он находится в селе или городе до 30 тысяч населения. Купить частный дом в черте крупного города тоже нельзя. А именно туда перекочуют дома всех хуторов, деревень и сел Саратовского района к концу 2021 года.
Вот и Иван Бабошкин в своем интервью саратовским журналистам подчеркивал, что жители присоединяемых территорий если и будут оставаться «сельским населением», то только на первом этапе. Что будет на последующих этапах реформы, судя по всему, никто не знает.
Реальный опыт первопроходцев
Пока складывается впечатление, что местные власти, начавшие административно-территориальное преобразование, сами не до конца понимают, зачем они это делают. Пеняют на опыт других регионов и говорят, что надо перенимать.
Дескать, через слияние городов с сельскими территориями уже прошли Московская область и Пермский край. И жители от этого, якобы, только выиграли.
В Московской области все сельские льготы жителям присоединяемых к городам поселений и в самом деле были сохранены. Вернее их вернули после автоматической отмены из-за изменившегося статуса. Год спустя после начала административной реформы Московской областной думой были приняты соответствующие поправки в областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области». Документ предусматривал частичную компенсацию расходов бывшего сельского населения на коммунальные услуги из средств областного бюджета. Но не всем селянам, а только бюджетникам. И только до тех пор, пока в бюджете находятся средства на эти цели.
А вот кадастровая стоимость земли в этих поселениях при следующей переоценке сильно подорожала, несмотря на все обещания. Так, в сельском поселении Степановское Ногинского района Московской области после преобразования в городской округ налог на землю вместо 1-2 тыс. руб. составил от 20 до 60 тысяч рублей (журнал «Коммерсантъ Деньги» № 12 от 01.04.2017 г.).
Если говорить о Перми, на опыт которой тоже ссылаются саратовские чиновники, то там укрупнение шло совсем иначе. Непосредственно с Пермью никто не объединялся. Все ближайшие к городу 17 сельских поселений и 223 населенных пункта входят в Пермский муниципальный район. Его планировали преобразовать в муниципальный округ, то есть без объединения с каким-либо городом. Но на сегодняшний день процедура не проведена.
Всего за 2018–2020 годы в результате административной реформы, в Пермском крае было образовано 25 городских (поселения, присоединенные к городу) и 18 муниципальных округов (без города), 2 муниципальных района (в том числе Пермский) и 24 сельских поселения.
А где же факты?
Никто ни из городских чиновников, ни из областных пока не может ответить на элементарные вопросы, которые появились в связи с новой идеей укрупнения. Молчат, как рыбы.
1) На каком основании останутся сельские тарифы, согласно каким нормативным документам?
2) На каком основании останется сельская скидка на ОСАГО? Согласно каким нормативным документам?
3) Что будет с «селькой ипотекой» в 40-ка километровой зоне вокруг Саратова?
4) Что будет с кадастровой стоимостью земли? Как власть гарантирует (каким нормативным актом), что налоги не вырастут?
5) Что будет с федеральными трассами, которые проходят по территории района? Кто теперь их будет обслуживать?
6) Что будет с ограничением скоростного режима, людям придется ехать с ограниченной скоростью по 30-40 км к своим домам?
7) Что будет с сельхозземлями, охотничьими угодьями и другими хозяйственными объектами, которым сложно, в том числе и нормативно, существовать в рамках города?
Если говорить о жителях Саратова, то городские власти им тоже ничего не объясняют. А ведь по логике это укрупнение должно быть обоюдовыгодным. По большому счету мэр Саратова Михаил Исаев должен публично обратиться к горожанам и четко объяснить, какую пользу от укрупнения получат конкретно жители областного центра.
1) Какие финансы дополнительно начнут поступать в городскую казну. Согласно каким нормативным актам?
2) Какие новые программы начнут работать, что от них получит население?
3) Что будет с обеспеченностью города уборочной техникой, финансированием на дороги и т. д. Ведь теперь придется обслуживать инфраструктуру в гораздо большем масштабе.
И самый главный вопрос:
Зачем и кому все это нужно? Пользы ни для саратовцев, ни для жителей Саратовского района пока не видно (по крайней мере, чиновники четко ничего не рассказали). Пока не заметно, что все это затевается ради блага населения.