Сегодня в здании Саратовской областной думы провели совещание о воспитании молодежи.
Спикер облдумы Александр Романов («Единая Россия») отметил, что «воспитание молодежи важно для создания устойчивого общества». «Важно дать молодежи устойчивый курс, чтобы она не могла отступать от него. Экономических успехов добиваются те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи», — сказал Романов.
Декан юридического факультета МГУ Галина Комкова призвала учитывать коммуникационную культуру молодого поколения, а также то, что «клиповое мышление детей делает их беззащитными к манипуляциям специально обученных специалистов».
Заместитель заведующего кафедрой социологии молодежи социологического факультета СГУ Ольга Мунина предложила обсудить «последствия сложной ситуации, в которую попало государство» и «протестное поведение молодежи».
«Было проведено исследование причин и факторов, которые способствовали новому формату протестной активности. Масштабность любого явления надо описывать содержательно. Для примера был описан портрет участника «русского марша». Это молодой человек, он хорошо информирован, готов участвовать в митингах регулярно. Для изучения портрета современного участника протестов времени было недостаточно. Но мы сделали некоторые выводы. Первое — у протестного поведения 2021 года появились новые обстоятельства — факторы объективные и субъективные. Влияние оказала пандемия, кризис и дисфункция институтов социализации в условиях дистанционного обучения, а также субъективные факторы — поиск идентичности и идентификации себя в будущем, анализ развития общества, отношение к интернету как источнику информации о политике. Оппозиция воспользовалась разрывом между поколениями и предприняла попытку идеологического воздействия.
Нам нужно реанимировать воспитательный компонент на цифровом пространстве. Мы обсудили эти проблемы. Кафедра предлагает приложить максимальные организационные усилия для предотвращения распространения вируса и сведению к минимуму самоизоляции. Из истории можно сделать вывод, что локдауны чреваты последствиями — социальным недовольством и, в некоторых случаях, даже мятежами.
Далее, нужно избегать ситуации манипулирования подростками со стороны оппозиции. Есть несколько методов воздействия. Например, напугать, но это самая неэффективная модель, она приводит к агрессии и нездоровому интересу к протесту. Когда комиссия ПДН побеседовала и сформировался нездоровый интерес к протестам. Некоторые начали воспринимать как квест, это уже псевдопротестное, игровое поведение.
Далее, можно человека отвлечь. Этот механизм более действенный. Но придется продумывать площадки и ответственность организаторов.
Детей также можно научить рациональной модели поведения. Лучшая технология — человека нужно воспитывать. Нужна адаптированная к современным условиям воспитательная концепция. Здесь можно стимулировать семью, НКО, учреждения культуры и просвещения», — отметила Мунина.
Классный руководитель педагогического колледжа Оксана Калашникова также подняла вопросы воспитания и взаимодействия с родителями и детьми. «С помощью соцсетей мы не только работаем с родителями. Мы также отслеживаем студентов, то, чем они живут вне колледжа, какие у них интересы. Стараемся вовремя увидеть отклонение от норм поведения, скорректировать, дать совет, предотвратить нежелательные последствия. Но студенты могут скрыть соцсети от своего классного руководителя, если он начинает ругать за что-то, обращать на это внимание. Хотелось бы для разрешения этих вопросов повзаимодействовать со специалистами цифровых подразделений ГУ МВД области, чтобы они помогали нам отслеживать поведение подростков вне дома. Какая-то нужна помощь, работа классного руководителя с этими системами», — отметила она. Затем педагог вернулась к рассказу о колледже. «Мы готовим востребованных специалистов, граждан, которые будут формировать новое поколение», — подытожила Калашникова.
Отметим, во время январских митингов 2021 года, которые проходили по всей России, а также в Саратове, родители получали различные сообщения, например, их предупреждали, что их ребенок может умереть во время «несанкционированных мероприятий». Или же в школе внезапно просили прийти на пробное устное собеседование по русскому языку.