Осужденный пилот военного вертолета Ми-8, который потерпел крушение на окраине поселка Сокол Саратовской области 5 сентября 2019 года, Андрей Полонский подал жалобу в кассационный военный суд Новосибирска. Мужчина и его адвокаты требуют отменить судебные решения с иском на 597 млн рублей. Об этом сообщает «Коммерсант».
Напомним, инцидент произошел 5 сентября 2019 года. В день ЧП зампред правительства Саратовской области Роман Бусаргин (сейчас он уже занимает должность председателя правительства — прим.ред) заявил, что воздушное судно совершило жесткую посадку из-за возгорания. Позже в Министерстве обороны РФ рассказали, что на борту был экипаж из трех человек. Пассажиров не было. В результате происшествия никто не пострадал. В распоряжении редакции ИА «Версия-Саратов» также появилось видео с места ЧП.
В качестве предварительной версии причины случившегося назвали разрушение одной из стоек шасси. На месте работала комиссия ВКС РФ. Она точно должна была определить, что именно произошло и почему.
Саратовский гарнизонный военный суд решил, что офицер совершил несколько ошибок, которые привели к аварии и признал пилота виновным по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия). Суд установил, что несмотря на неровности на бетонной полосе, пилот не вызвал тягач и сам стал выруливать на взлетно-посадочную полосу. В процессе выруливания пилот допустил нарушения и поднял вертолет в воздух, считает следствие. Вращающиеся лопасти задели поверхность и повредились. После этого машина стала неуправляемо вращаться, затем рухнула и загорелась.
«Полонский А.И., имея возможность избежать возникновения аварийной ситуации при соблюдении положений Методического пособия, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, действий по уменьшению скорости руления уменьшением общего шага НВ до минимального значения, отклонением ручки управления и применением тормоза основных колес стоек шасси, не предпринял, а наоборот, удерживая общий шаг НВ в 3,9 градусов, начал разворот в правую сторону на РД № под углом в 90 градусов. В результате указанных ошибочных действий Полонского А.И. под воздействием возросшей центробежной силы правая основная стойка шасси вертолета „оторвалась“ от ИВПП № и появился „юз“ влево, перешедший в левое смещение вертолета относительно передней стойки шасси. Полонский А.И. вместо немедленного уменьшения общего шага НВ до минимального значения и перемещения левой педали вперед, увеличил значение общего шага НВ до 6 градусов, что привело к дальнейшему увеличению крена влево. После чего, продолжая усугублять складывающуюся ситуацию своими неверными решениями и действиями, Полонский А.И. принял решение на отрыв вертолета от земли, для чего увеличил общий шаг НВ до 12,9 градусов, в результате чего произошло увеличение крена влево до 45 градусов, что повлекло соударение лопастей несущего винта с земной поверхностью и их частичное разрушение с разбалансировкой конусов», — следует из приговора суда.
Там посчитали, что это нарушило управляемость вертолета, который отделился от земли и продолжил движение по воздуху, тем самым ситуация из сложной перешла в аварийную. Далее, при движении по воздуху на высоте 5-7 метров произошла потеря устойчивости и управляемости в совокупности с отсутствием стабилизации вертолета по углам крена и тангажа из-за того, что обвиняемый не включил автопилот. В 15 часов 30 минут вертолет грубо приземлился, а после загорелся.
Суд решил, что действия Полонского повлекли по неосторожности иные тяжкие последствия в виде аварии — полного разрушения и уничтожения вертолета стоимостью на момент крушения 597 478 253 рубля 37 копеек и остатка авиационного керосина «ТС-1» на сумму 117 876 рублей, чем причинен
имущественный вред Министерству обороны РФ в общем размере 597 596 129 рублей 37 копеек.
Сам Полонский вину не признал. Он сообщил суду, что после запуска двигателя и получения разрешения руководителя полетов на выруливание, учел, что неровности полосы были на бетоне, а не на грунте, и принял решение не осуществлять буксировку вертолета. По словам пилота, он проверил готовность к полету, при этом летчик-штурман и другие члены экипажа о своей готовности ответили не словами, а жестами.
«В указанный момент им также не был включен автопилот, поскольку при обучении на данном типе вертолета его научили включать автопилот только перед взлетом, а не при рулении. После начала руления он проехал около 50 метров при скорости не более 5 км/ч, спокойно проходив все ямы и неровности, взвешенное состояние вертолета не поддерживал, при этом удерживал повышенные значение шага несущего винта чтобы преодолевать ямы на полосе. После чего он начал вводить вертолет в поворот влево, при этом общий ход его движения составлял 90 градусов, резкого поворота на 90 градусов он не осуществлял. При указанном повороте вертолет колесом попал в яму и его начало раскачивать, по ощущениям скорость была не более 5-10 км/ч. После начался крен вертолета влево, в связи с чем он, подумав, что подломилась стойка пытался поддержать баланс парированием ручки управления.
В этот момент вертолет из резкого крена перешел вперед с наклоном вправо, в связи с этим он принял решение отделить вертолет от земли, пытаясь избежать касание лопастей о бетонное покрытие. После отрыва вертолета от земли он пытался сбалансировать его, произошел крен вертолета в воздухе и автоматическое отключение генератора переменного тока. В момент выравнивания он услышал по радио команду «Шаг» руководителя полетов. После этого сбалансировав вертолет, его стало вращать вправо, предотвратить вращение не получалось и он, не зная, что именно происходит с вертолетом, желая спасти жизнь членам экипажа, осуществил посадку указанного воздушного судна», — написано в приговоре Саратовского гарнизонного военного суда.
Там добавили, что на земле вертолет по инерции совершил еще 2 вращения, после чего остановился и с его левой стороны вспыхнуло пламя. После чего пилот вместе с членами экипажа покинул вертолет.
Несмотря на непризнание вины, пилоту назначили наказание в виде четырех лет заключения, которые заменили условным сроком, а также постановили взыскать с него ущерб.
Защитники Андрея Полонского считают, что следствие неверно квалифицировало аварию по «авиационной» ст. 351 УК РФ, так как вертолет с оборудованием относятся к военной технике. Адвокаты заявили, что у осужденного не было допуска к полетам на Ми-8МТПР-1, а «руление вертолета проводилось по полосе, имевшей недопустимые дефекты». Кроме того, по их мнению, к тушению машины привлекалась не предназначенная для этого техника.
Центральный окружной военсуд отклонил жалобу защиты пилота, после чего офицер решил обратиться в кассационную инстанцию.