Под Саратовом разбился вертолет. Пилот не смог обжаловать решение суда и должен будет выплатить Минобороны 597 млн рублей

16 марта 2021, 11:34
© ИА «Версия-Саратов»

Осужденный пилот военного вертолета Ми-8, который потерпел крушение на окраине поселка Сокол Саратовской области 5 сентября 2019 года, Андрей Полонский должен будет выплатить Министерству обороны РФ 597 млн рублей. Ранее мужчина отправил жалобу в кассационный военный суд Новосибирска, однако, как сообщили ИА «Версия-Саратов» в пресс-службе суда, вчера, 15 марта, ее отклонили.

«Жалобу защитника осужденного Полонского — адвоката Трофимова — на приговор Саратовского военного суда от 11 сентября 2020 года и апелляционное постановление Центрального окружного военного суда от 10 ноября 2020 года по уголовному делу в отношении Полонского Андрея Ивановича оставить без удовлетворения», — рассказали в суде.

Напомним, инцидент произошел 5 сентября 2019 года. В день ЧП зампред правительства Саратовской области Роман Бусаргин (сейчас он уже занимает должность председателя правительства — прим.ред.) заявил, что воздушное судно совершило жесткую посадку из-за возгорания. Позже в Министерстве обороны РФ рассказали, что на борту был экипаж из трех человек. Пассажиров не было. В результате происшествия никто не пострадал. В распоряжении редакции ИА «Версия-Саратов» также появилось видео с места ЧП.

В качестве предварительной версии причины случившегося назвали разрушение одной из стоек шасси. На месте работала комиссия ВКС РФ. Она точно должна была определить, что именно произошло и почему.

Саратовский гарнизонный военный суд решил, что офицер совершил несколько ошибок, которые привели к аварии и признал пилота виновным по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия). Суд установил, что несмотря на неровности на бетонной полосе, пилот не вызвал тягач и сам стал выруливать на взлетно-посадочную полосу. В процессе выруливания пилот допустил нарушения и поднял вертолет в воздух, считает следствие. Вращающиеся лопасти задели поверхность и повредились. После этого машина стала неуправляемо вращаться, затем рухнула и загорелась.

Суд решил, что действия Полонского повлекли по неосторожности иные тяжкие последствия в виде аварии — полного разрушения и уничтожения вертолета стоимостью на момент крушения 597 478 253 рубля 37 копеек и остатка авиационного керосина «ТС-1» на сумму 117 876 рублей, чем причинен имущественный вред Министерству обороны РФ в общем размере 597 596 129 рублей 37 копеек.

Сам Полонский вину не признал. Он сообщил суду, что после запуска двигателя и получения разрешения руководителя полетов на выруливание, учел, что неровности полосы были на бетоне, а не на грунте, и принял решение не осуществлять буксировку вертолета. По словам пилота, он проверил готовность к полету, при этом летчик-штурман и другие члены экипажа о своей готовности ответили не словами, а жестами.

«В указанный момент им также не был включен автопилот, поскольку при обучении на данном типе вертолета его научили включать автопилот только перед взлетом, а не при рулении. После начала руления он проехал около 50 метров при скорости не более 5 км/ч, спокойно проходив все ямы и неровности, взвешенное состояние вертолета не поддерживал, при этом удерживал повышенные значение шага несущего винта чтобы преодолевать ямы на полосе. После чего он начал вводить вертолет в поворот влево, при этом общий ход его движения составлял 90 градусов, резкого поворота на 90 градусов он не осуществлял. При указанном повороте вертолет колесом попал в яму и его начало раскачивать, по ощущениям скорость была не более 5-10 км/ч. После начался крен вертолета влево, в связи с чем он, подумав, что подломилась стойка пытался поддержать баланс парированием ручки управления.

В этот момент вертолет из резкого крена перешел вперед с наклоном вправо, в связи с этим он принял решение отделить вертолет от земли, пытаясь избежать касание лопастей о бетонное покрытие. После отрыва вертолета от земли он пытался сбалансировать его, произошел крен вертолета в воздухе и автоматическое отключение генератора переменного тока. В момент выравнивания он услышал по радио команду «Шаг» руководителя полетов. После этого сбалансировав вертолет, его стало вращать вправо, предотвратить вращение не получалось и он, не зная, что именно происходит с вертолетом, желая спасти жизнь членам экипажа, осуществил посадку указанного воздушного судна», — написано в приговоре Саратовского гарнизонного военного суда.

Там добавили, что на земле вертолет по инерции совершил еще 2 вращения, после чего остановился и с его левой стороны вспыхнуло пламя. После чего пилот вместе с членами экипажа покинул вертолет.

Несмотря на непризнание вины, пилоту назначили наказание в виде четырех лет заключения, которые заменили условным сроком, а также постановили взыскать с него ущерб.

Защитники Андрея Полонского посчитали, что следствие неверно квалифицировало аварию по «авиационной» ст. 351 УК РФ, так как вертолет с оборудованием относятся к военной технике. Адвокаты заявили, что у осужденного не было допуска к полетам на Ми-8МТПР-1, а «руление вертолета проводилось по полосе, имевшей недопустимые дефекты». Кроме того, по их мнению, к тушению машины привлекалась не предназначенная для этого техника.

Центральный окружной военсуд отклонил жалобу защиты пилота, после чего офицер решил обратиться в кассационную инстанцию. Но и там ее оставили без удовлетворения.