Новый саратовский налог. Дума поддержала правительство в стремлении собрать 450 миллионов рублей с жителей региона и бизнеса

29 сентября 2021, 15:00
Андрей Разборов / © ИА «Версия-Саратов»

В Саратовской области значительно расширен перечень объектов недвижимости, владельцы которых будут платить налог на имущество. Соответствующий законопроект, внесенный губернатором Валерием Радаевым, приняли сегодня, 29 сентября, депутаты регионального парламента на очередном заседании.

Отметим, что законопроект был внесен в думу больше двух месяцев назад, но его обсуждение началось только после выборов в Госдуму. Его окрестили «новым саратовским налогом». Фактически глава региона предложил уравнять в налоговой нагрузке небольшие торговые комплексы и офисные здания и крупные торговые центры. Сейчас в регионе в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, включены только административно-деловые и торговые центры площадью более 1000 кв. м, а также нежилые помещения от 200 кв. м. Теперь налогом обложат еще 13 158 объектов (организациям принадлежат 3 207 объектов и 9 951 объект — физическим лицам) коммерческого назначения, имеющих меньшие площади. В случае принятия, закон вступит в силу с 1 января 2022 года. Взамен предлагаются некоторые льготы, которые будут действовать только для тех, кто платит зарплаты выше МРОТ.

По подсчетам министра экономического развития Андрея Разборова, местные бюджеты дополнительно получат 214 млн рублей, а областной бюджет — порядка 233 млн рублей. Министр заявил, что рантье за последние годы, когда они не облагались этим налогом, получили достаточные дивиденды, чтобы теперь уравнять их с более крупным бизнесом и обложить налогом.

Разборов привел расчеты на конкретном примере. В Саратове есть помещение на улице Танкистов площадью 272,8 кв. м. Его кадастровая стоимость — 868 тысяч рублей. Налог составит17 тысяч рублей в год, рассчитал министр. Он рассказал о позитивном опыте Самары, где более мелкие помещения уже обложены налогом на имущество. Это вынуждает там бизнесменов более активно сдавать помещения в аренду.

Депутат Юлия Литневская («Единая Россия») спросила, как оповестят 10 тысяч человек и остальных юридических лиц о том, что они будут платить налог. Разборов пояснил, что перечень будут сформирован до 1 октября и опубликован. С 1 января 2022 года налоговая инспекция начнет начислять им налоги.

«Вы оценивали, сколько в малых городах и селах пустуют помещений, потому они просто никому не нужны?» — спросил Александр Анидалов (КПРФ). Министр ответил, что пустующие объекты никто не мониторил. Пока учтены только 13 тысяч объектов недвижимости, выявила ФНС.

Сергей Курихин (беспартийный) заявил, что власти в очередной раз показали отношение к малому и среднему бизнесу, нанеся по нему удар. По его мнению, в регионе пошли легким путем и думают только о наполнении бюджета, а не о правах предпринимателей. Он спрогнозировал, что качество возводимых объектов в городе будет значительно ухудшаться.

«Если человек строит качественное здание стоимостью 100 тысяч рублей за „метр“ и не хочет пускать туда „Пятерочку“ или „Магнит“, потому что оно красивое и сдает по 400 рублей за „метр“. А те кто строит „ангары“, сдают по 1000 рублей за „метр“ как раз этим сетевым магазинам. У тех, кто строит качественно, кадастровая стоимость выше, а окупаемость — до 100 лет», — пояснил Курихин.

В итоге депутаты «Единой России» проголосовали за принятие нового законопроекта. Остальные фракции и независимые депутаты выступили против.

Кроме того, депутаты рассмотрели другой губернаторский законопроект. Он подразумевает, что патентная система налогообложения должна применяться к физкультурно-оздоровительной деятельности. Эта группировка включает деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг; деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и тому подобное. По данным на сегодняшний день, в регионе такую деятельность осуществляли 109 индивидуальных предпринимателей. Также скорректирована налоговая нагрузка для грузоперевозчиков автомобильным транспортом малой грузоподъемности.