Роман Алтухов, осуждённый за убийство районного судьи, попытался взыскать с саратовского СИЗО-1 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Соответствующее заявление было рассмотрено саратовскими судьями.
Приговором Воронежского областного суда от 19 мая 2004 года Алтухов был осуждён к пожизненному заключению в исправительной колонии особого режима. В 2003 году мужчина жестоко расправился с судьёй федерального суда Железнодорожного района Воронежа Галиной Зуевич.
Ранее — в 1999 году — Зуевич приговорила Алтухова к шести годам лишения свободы за то, что тот в ходе драки сильно избил соперника, который впоследствии умер (п. 4, ст. 111 УК РФ). Осуждённый считал приговор «слишком суровым».
Впрочем, ему удалось добиться условно-досрочного освобождения (УДО). С таким ходатайством в воронежский суд вышло само учреждение, в котором содержался Алтухов. В постановлении от 1 октября 2003 года говорилось о том, что мужчина зарекомендовал себя положительно, нарушений не имеет.
«Добросовестным отношением к труду и примерным поведением осуждённый доказал, что твёрдо встал на путь исправления», — отмечала судья Семилукского районного суда Воронежской области Ольга Ельшина в постановлении, которым Роман Алтухов был освобождён условно-досрочно на 1 год 8 месяцев. Этим же постановлением его обязали не менять постоянное место жительства и трудоустроиться.
А уже спустя полтора месяца после УДО — 17 ноября 2003 года — Алтухов встретился на улице с судьёй Зуевич, чей приговор в отношении себя считал несправедливым. Женщина возвращалась с работы и уже почти подошла к своему дому, когда на её пути появился убийца.
По версии следствия, преступник стал обвинять судью в вынесении слишком сурового приговора, а та в ответ заявила, что сделала всё правильно. В итоге мужчина набросился на жертву и нанёс ей несколько ударов ножом.
После того, как Алтухова приговорили к пожизненному заключению за убийство судьи, он некоторое время — с 23 ноября по 4 декабря 2004 года — содержался в СИЗО-1 Саратова, где ожидал отправки в колонию особого режима. Спустя 17 лет осуждённый решил добиться компенсации за эти дни, проведённые в следственном изоляторе.
Весной 2021 года Роман Алтухов обратился с иском в Кировский районный суд Саратова. Он заявил, что в СИЗО был помещён в одиночную камеру общей площадью 5 квадратных метров, имеющую открытый санузел. По словам осуждённого, туалет просматривался из двери через смотровой глазок, в камере отсутствовало место для умывания, а воду для питья выдавали лишь три раза в день.
«Туалет не имел сливного бачка, из-за чего в камере стоял запах канализации. В камере не было принудительной вентиляции, из-за чего было сыро и холодно, в камере обитали насекомые и грызуны. Питание было малокалорийным, из-за чего Алтухов находился в состоянии голода, прогулок не было вообще, из-за чего он был лишен свежего воздуха. Медицинские обходы отсутствовали, а медикаменты не выдавали вообще. Содержание в таких условиях причинило Алтухову нравственные и физические страдания», — говорилось в иске.
Заявитель просил признать незаконными действия (бездействия) представителей УФСИН по Саратовской области и присудить ему компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 30 тысяч рублей. Кировский районный суд 8 июля 2021 года отказал Алтухову в удовлетворении этих требований.
Тогда осуждённый обжаловал это решение в Саратовском областном суде. Коллегия внимательно изучила доводы истца и ответчиков. В ходе заседания рассматривались фотографии, сделанные в камере № 110 режимного корпуса № 3 изолятора, где 17 лет назад содержался Алтухов. По данным суда, площадь камеры — 8,1 квадратных метра, она рассчитана на двух человек.
«Довод о нарушении приватности не обоснован, каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих о нарушениях приватности санитарного узла, материалы дела не содержат, и суду представлено не было», — говорится в апелляционном определении.
Кроме того, судьи отметили, что во время нахождения в СИЗО-1 Алтухов питался молочными продуктами, мясом, овощами и хлебом двух сортов, а также ежедневно обеспечивался питьевой кипяченой водой. «С жалобами на плохое содержание, либо некачественное медицинское обслуживание во время нахождения в СИЗО № 1 он не обращался», — отметила коллегия.
К тому же, служители Фемиды указали на пропуск истцом срока для обращения в суд (он направил заявление лишь в апреле 2021 года, не обосновав многолетнее молчание по этому поводу какими-либо уважительными причинами). В итоге коллегия оставила в силе решение Кировского районного суда, которым в удовлетворении требований Алтухова было отказано.