В Саратове на пути реализации масштабного проекта по строительству западного обхода саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением железнодорожного участка Липовский-Курдюм встало уже много лет несуществующее поселение, которое когда-то располагалось недалеко от областного центра. При оценке проектной документации была проведена её государственная историко-культурная экспертиза, чтобы понять, обеспечена ли сохранность выявленного объекта археологического наследия.
Чтобы реконструировать станцию с названием «Ивановский» со строительством нового парка, эксперты обследовали территорию и выяснили, что предполагаемое строительство неминуемо затронет поселение «Почтовая станция Побочная». Она находится недалеко от села Буркин Буерак, станции «Ивановский» и трассы Р-228.
Специалисты предполагают, что «Побочная» появилась в конце XVII века с переносом Саратова с левого берега на правый, как ямская станция или постоялый двор. В 1723 году дорога, проходящая через Москву — Рязань — Ряжск — Козлов — Тамбов — Саратов — Астрахань, получила в документах название «Астраханский тракт». Почтовая гоньба в юго-восточном направлении стала регулярной с 1765 года, и с этого времени дороги стали благоустраивать. В Саратовской губернии начались работы по строительству больших дорог, в том числе и Астраханского тракта. Через определенные расстояния на тракте были поставлены почтовые станции. В «Списке населенных мест по сведениям 1859 года» на Астраханском тракте, в 26 верстах от Саратова, отмечена почтовая станция «Побочный умет» с одним постоялым двором и количеством обслуживающего персонала в 16 человек. В настоящее время территория памятника археологии «Почтовая станция Побочная» используется под выгон для скота.
При строительстве западного обхода перенос границ земельного отвода, а также уменьшение ширины отвода за пределы границ территории объекта историко-культурного наследия невозможно. Поэтому предлагается провести полное археологическое исследование части поселения площадью 20 тысяч кв. м, попадающей в землеотвод объекта строительства. Там должны быть проведены археологические раскопки. Причем вестись они должны очень осторожно: со снятием грунта ручным инструментом, срезка и зачистка культурного слоя должна проводиться с особой осторожностью и тщательностью, тонкими слоями с помощью археологических инструментов при постоянном наблюдении археолога, в объемах, не менее 25% от общей площади раскопа.
«Необходимо установить защитные ограждения по периметру границ территории в полосе земельного отвода и предупредительные информационные надписи до начала строительства. Исключить какое-либо перемещение техники по территории объекта историко-культурного наследия. Исключить данную территорию под складирование земляных отвалов. Также принять во внимание, что умышленное нарушение целостности объекта историко-культурного наследия в ходе земляных работ влечет за собой уголовную ответственность», — отметил делавший экспертизу специалист.
При соблюдении всех этих условий эксперт одобрил проведение работ по реконструкции железнодорожной станции.