В саратовском суде завершилось рассмотрение иска Регины Мальковой, супруг которой проходил службу в Вольском районе. Речь идёт о сержанте Валерии Малькове. Он вместе с тремя сослуживцами скончался в июле 2019 года после сильного пожара, произошедшего в воинской части посёлка Сенной.
Напомним, ЧП случилось 13 июля во время перекачивания топлива из железнодорожной цистерны в бензовоз. В результате пострадали четверо военнослужащих: сержант-контрактник Валерий Мальков (ему на тот момент было 26 лет), солдаты срочники Наиль Акчурин (23 года) и Джордж Авагян (22 года), а также контрактник Антон Финогенов (35 лет).
Сообщалось, что Мальков получил самые тяжёлые травмы — его госпитализировали со 100-процентным ожогом тела. Все пострадавшие умерли в больнице. В январе 2020 года погибших срочников наградили посмертно. А в ноябре 2020 года военные следователи нашли виновного в произошедшем — старшего прапорщика запаса Андрея Федосеева. Его обвинили в халатности.
Супруга Малькова обратилась в Вольский районный суд с требованием к Министерству обороны России о взыскании компенсации морального вреда. Женщина выступала в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней дочери, оставшейся без отца. Она просила взыскать с военных в свою пользу 5 миллионов рублей, а в пользу ребёнка — 15 миллионов.
В октябре прошлого года суд частично удовлетворил эти требования, сильно снизив размер запрошенной компенсации. Так, в пользу женщины взыскали 600 тысяч рублей, а в пользу её дочери — 700 тысяч. Малькова подала апелляционную жалобу на такое решение в Саратовский областной суд.
В жалобе заявительница указала, что её супруг погиб при исполнении обязанностей военной службы и указаний командования войсковой части и потребовала удовлетворить заявленные требования о взыскании 20 миллионов рублей с Минобороны в полном объёме. Она отметила, что при взыскании компенсации морального вреда суд первой инстанции «не в полной мере оценил нравственные страдания её и несовершеннолетней дочери в связи со смертью близкого человека».
Представители Минобороны также попытались обжаловать решение Вольского районного суда. Они потребовали отменить даже ту компенсацию, которая была взыскана в пользу истицы. Военные заявили, что смерть Валерия Малькова произошла исключительно по вине прапорщика Федосеева, осуждённого в ноябре 2020 года за халатность (ч. 3 ст. 293 УК РФ).
«Действия Федосеева А.С. не были совершены им при исполнении обязанностей военной службы, поскольку не были обусловлены непосредственным выполнением боевых задач. Вина Министерства обороны Российской Федерации в причинении истцам морального вреда отсутствует», — отмечалось в жалобе министерства.
В свою очередь прокуратура просила областной суд отказать в удовлетворении обеих жалоб — и истицы, и ответчика. А решение первой инстанции оставить в силе.
Суд установил, что в день трагедии — 13 июля 2019 года — во время слива топлива из заливной горловины автоцисцерны на базе автомобиля КАМАЗ-5320 выбило топливный рукав. В результате образовалась утечка на работающий двигатель стоящей рядом перекачивающей станции, и произошло возгорание.
Военные эксперты установили, что ЧП произошло из-за ряда нарушений, допущенных должностными лицами. Так, врио командира войсковой части не представил проект приказа о допуске рабочей группы к приему и раскачке горючего из железнодорожной цистерны. А начальник тыла не назначил руководителей и исполнителей работ по приему бензина на территории склада ГСМ и участке железнодорожных путей, не провел лично инструктаж и так далее.
В ходе служебной проверки выяснилось, что Валерий Мальков, проходивший службу в качестве водителя, вообще не должен был оказаться на месте ЧП в тот день. Он находился в суточном наряде дежурным по контрольно-пропускному пункту. Однако командование издало приказ о замене его другим военнослужащим и направило на перекачку бензина.
Как уже говорилось выше, крайним в этой трагической истории оказался старший прапорщик Андрей Федосеев. Вступившим в законную силу приговором Саратовского гарнизонного военного суда от 10 ноября 2020 года он был приговорён к 4 годам лишения свободы в колонии-поселении за халатность.
В итоге, апелляционная инстанция пришла к выводу, что жалоба Минобороны не подлежит удовлетворению. Впрочем, как и жалоба Мальковой. «Определенный размер компенсации морального вреда (1,3 миллиона рублей, — прим. авт.) согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности, а также с принципами разумности и справедливости», — говорится в постановлении.