Распил на Волге: как на глазах у властей при таинственных обстоятельствах уничтожили важное наследие советских времён (возможный ущерб — более 100 000 000 рублей)

14 июня 2022, 10:04
Работы по подъёму баржи летом 2020 года / изображение с камер наблюдения хлебоприёмного предприятия

Советские власти в 70-х годах прошлого века распорядились затопить в Волге, в районе села Воскресенское, баржу. Не просто так, а чтобы сохранить работоспособность местного хлебоприёмного предприятия (ХПП). Из судна сделали гидротехническое сооружение, которое защищало погрузочные площадки ХПП от ледохода. Так было на протяжении десятков лет. Власти сменялись, но каждый новый деятель понимал, что защитное сооружение трогать нельзя — без него предприятие может погибнуть. А потом на должность главы администрации Воскресенского района пришёл Денис Павлов…

 

Ужас прокурора

Как вы уже поняли, у этой истории не будет счастливого конца, вроде: «И жили все долго и счастливо». Потому что это тот самый Денис Павлов, на которого недавно жаловались жители посёлка Черноморский, вынужденные ползком перебираться к благам цивилизации через мосты из фильма ужасов. И это тот самый Павлов, который распорядился установить знак, запрещающий движение грузовиков на единственном возможном автомобильном подъезде к хлебоприёмному предприятию в селе Воскресенское. Этот знак фактически ставил крест на работе ХПП.

В общем, весьма неоднозначный деятель этот Денис Павлов. Жителям Воскресенского района, чтобы добиться адекватной реакции со стороны такого главы, приходится всякий раз громко заявлять о своих бедах через СМИ. После этого зачастую та или иная проблема решается. Правда, перед этим по «местам славы» Павлова отправляется районный прокурор — Максим Барулин.

К примеру, вот на этом снимке Барулин, рискуя жизнью (или, как минимум, сухостью прокурорского мундира) инспектирует один из дряхлых черноморских мостов, до которого не было дела местным властям:

Прокурор в ходе этого рейда неоднократно повторял одно слово: «Ужас». После этого у жителей посёлка появилась надежда на то, что с ужасом разберутся. И даже уже начались кое-какие подвижки в этом направлении — один из мостов попытались привести в более-менее приличный вид.

 

Покровительство министра

Похожая история произошла и с дорожным знаком, преграждавшим путь большегрузам на дороге к воскресенскому ХПП. Напомним, по этому поводу владелец хлебоприёмного предприятия Алексей Бойко направил обращение в различные инстанции. В частности, губернатору Саратовской области и главе района.

Бойко рассказал нашему изданию о том, что причиной появления убийственного для предприятия дорожного знака может быть его отказ «участвовать в общественной жизни района». Иными словами, финансово вкладываться в «проекты» местного главы.

Ответные письма по поводу знака пришли из облправительства и районной администрации в один день — 12 мая. За губернатора ответил министр по делам территориальных образований Саратовской области Сергей Зюзин. Он слово в слово процитировал… «показания» главы района, на действия которого и жаловался владелец ХПП!

Зюзин и Павлов в один голос заявляли о том, что дорожный знак в этом месте необходим и якобы никому не мешает. Однако прокурор Барулин, который вновь вынужден был разбираться с результатами деятельности местного главы, пришёл к другим выводам. Он установил, что знак появился незаконно. По этому факту в адрес главы Воскресенского района было вынесено представление, которое 13 мая рассмотрено и удовлетворено — знак демонтирован.

Что же касается возможных поборов с предпринимателей (к обращению Бойко прикладывал аудиозаписи соответствующих бесед с главой), то прокурор направил эту информацию для проверки следователям. Об этом Максим Барулин отчитался в своём ответе в адрес Бойко от 25 мая 2022 года. Документ бизнесмен предоставил в распоряжение нашего издания.

В том же ответе говорится о проверке, которую надзорный орган проводил по факту подъёма со дна Волги затопленной баржи. Судно лежало у берега занесённое песком. Сверху была установлена железобетонная плита, с которой заправлялась водой пожарная машина. Плита появилась при предыдущем главе Александре Данилове. Решение принимали депутаты села Воскресенское, и на это были потрачены деньги из местного бюджета.

Эту конструкцию не трогали советские деятели. Её не распилили в 90-е. И в 2000-х годах защитная баржа продолжала приносить пользу райцентру.

Однако летом 2020 года бетонную плиту оторвали, а судно выволокли на берег, раскромсали и сдали в металлолом.

По мнению прокурора Максима Барулина, уничтоженное гидротехническое сооружение — отходы, которые требовалось ликвидировать. А поскольку сам заявитель — предприниматель Алексей Бойко — не принёс в надзорный орган доказательства обратного, то и ничего противозаконного в произошедшем Барулин не увидел.

Но у владельца ХПП есть свои мысли по этому поводу. Он в 2020 году до последнего пытался защитить баржу от сдачи в металлолом, и до сих пор добивается объективного расследования по этому поводу. Бойко уверен, что два года назад определённая группа людей полезла в Волгу ради быстрых денег, покусившись на государственную собственность. Ущерб от таких действий он оценил более чем в 100 миллионов рублей.

 

«Вредительство и беззаконие»

Алексей Бойко считает, что идея расправиться с советским наследием могла возникнуть в голове всё того же главы района Дениса Павлова. Об этом бизнесмен сообщил врио губернатора Саратовской области Роману Бусаргину в обращении, направленном в правительство в середине мая. Заявитель называет распил баржи «вредительством и беззаконием».

По словам предпринимателя, суть работы его ХПП заключается в перевалке зерновых культур на теплоходы, подходящие к предприятию по Волге. Для этого используются две погрузочные площадки (так называемые бычки), которые относятся к рабочей башне ХПП и соединены эстакадой.

В 1978 году из-за ледохода один из «бычков» опрокинулся. Как отметил бизнесмен, чтобы ЧП не повторилось, Саратовский облисполком совместно с управлением хлебопродуктов принял решение создать защитное гидротехническое сооружение. Выше по течению — на расстоянии 15 метров от ближайшей погрузочной площадки ХПП, затопили баржу. С тех пор судно отбивало своим корпусом идущий по течению лед, оберегая причал предприятия на протяжении 42 лет.

Бойко уверяет, что затопленное судно не включалось в план приватизации хлебоприёмного предприятия, а значит — до последнего являлось государственной собственностью. Кроме того, оно обозначалось на гидротехнических картах, которые ежегодно составляют специалисты ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».

Тем не менее, в пятницу 31 июля 2020 года на берегу Волги в районе ХПП собралась группа людей со спецтехникой, целью которых была затопленная баржа. Выяснилось, что работы собирается проводить саратовская фирма ООО «Велес групп». А заказчиком якобы выступала администрация Воскресенского района.

— Там же был директор этой компании — Валерий Шаповалов, — рассказал корреспонденту ИА «Версия-Саратов» Алексей Бойко. — Он заявил мне, что напрямую согласовывал работы с главой района Денисом Павловым. Более того, пообещал, что на месте, где была баржа, возведёт причал для приёма пассажирских судов. И якобы эта конструкция заменит советское защитное сооружение. Думаю, эту историю он выдумал для того, чтобы я прекратил жаловаться на уничтожение госсобственности этой группой лиц.

На самом деле, никакой причал тут не построили. Хотя некоторое время Шаповалов ещё пытался делать вид, что выполнит обещания. В распоряжении нашего издания имеется запись телефонного разговора между ним и Бойко. В ходе беседы директор «Велес групп» уверяет бизнесмена, что займётся работами, как только вернётся из Астрахани (как оказалось, там Шаповалов пытался без разрешения вытащить из акватории морского порта судно «Дагестан», но был остановлен компетентными органами).

«Да, да, да, да… Я у Дениса Владимировича буду в следующий понедельник. Хорошо?», — отвечает Валерий Шаповалов на претензию владельца ХПП по поводу так и не реализованного причала на месте распиленной баржи. При этом речь идёт явно о Денисе Павлове.

Это стоит запомнить. Поскольку подрядчик, раскурочивший защитное сооружение ради металла, в ходе разговора снова подтверждает, что делал это не самовольно, а с участием представителя власти. Тогда как и сам Павлов, и различные проверяющие органы позже будут заявлять, что глава района якобы не имеет и не имел к этому делу совершенно никакого отношения.

 

Распил миллионов

«Стоимость раскуроченной конструкции — 10 миллионов рублей. Именно столько моё предприятие готово было заплатить государству, если бы не было варварского уничтожения защитного сооружения, а был бы нормальный конкурс на продажу имущества», — отмечает Бойко.

Между тем, по подсчётам ИА «Версия-Саратов», от сдачи конструкций баржи в металлолом затеявшие это люди могли получить от 1,5 до 2 миллионов рублей. Кроме того им пришлось раскошелиться на подъём судна спецтехникой и доставку добытого металла в пункт приёмки.

То есть, с одной стороны — 10 миллионов, а с другой — едва ли дотянет до двух. Кажется, что более выгодное предложение очевидно. Но проблема в том, что в первом случае деньги пошли бы в бюджет, чтобы работать на благо жителей. А во втором — они просто разошлись по карманам. Это, видимо, и стало решающим фактором.

В день, когда сотрудники «Велес групп» стали готовиться к подъёму баржи — 31 июля 2020 года — Бойко обратился с заявлением в администрацию Воскресенского района. Он попросил чиновников остановить работы, которые могут привести к разрушению причала ХПП.

Ответил предпринимателю глава Павлов. Произошло это спустя две недели — 14 августа, когда баржу уже давно вытащили на берег, распилили и сдали в металлолом. Чиновник заявил, что администрация не является «владельцем затонувшего судна, а также организатором работ по подъёму затопленной баржи в русле реки Волга».

По словам Павлова, на акваторию, где находилось судно, его полномочия не распространяются.

Едва ли рассчитывая на помощь со стороны местных властей, Бойко параллельно обратился с заявлением в полицию — в МО МВД РФ «Саратовский» в селе Воскресенское. Однако и там оперативной реакции на обращение не последовало.

По словам бизнесмена, дежурный межмуниципального отдела отказался принимать сообщение о готовящемся преступлении — распиле госсобственности. Сделал он это после того, как ознакомился с текстом обращения и позвонил «за советом» своему руководителю — майору Денису Шишкину. При этом полицейский сослался на… эпидемию коронавируса.

— Сказал, что из-за ковида подать им заявление можно только по почте! В результате документ зарегистрировали лишь 5 августа. Думаю, всё это — не случайность. Как и то, что к работам по подъёму баржи приступили в пятницу во второй половине дня. Даже если бы вдруг заявление приняли, то за выходные они бы уже закончили работу и скрылись, — предположил Бойко.

В полиции владелец ХПП подробно рассказал о произошедшем, поделившись подозрениями о вредительстве и уничтожении госсобственности. В частности, в своём заявлении он отметил, что перед тем, как вытаскивать судно из Волги, рабочие должны были провести изыскательные работы, подготовить проект и согласовать дальнейшие действия с собственниками близлежащих сооружений. Ничего из этого сделано не было.

«После изъятия судна погрузочные площадки ХПП останутся без защиты от ледохода, что может повлечь за собой их опрокидывание. Помимо того, что предприятие понесет колоссальные убытки, могут быть людские жертвы, как со стороны работников предприятия, так и населения села Воскресенское», — отмечал Бойко, призывая стражей правопорядка выяснить — кто являлся заказчиком работ, кто их согласовывал, куда увозили поднятый со дна металл и кто на этом обогащался.

Также он сообщил, что, поскольку администрацией села Воскресенское над затопленной баржей была организована площадка для пожарных машин, то ломать её можно было только с разрешения владельцев.

К слову, компания «Велес групп» в 2020 году разжилась в селе Воскресенское не только баржей, но и причалом бывшей нефтебазы. Этот объект охотники за металлом распотрошили при поддержке представителей российского экологического движения.

Как рассказал Бойко, причал, состоящий из свай — связок труб большого диаметра — находился «в отличном состоянии». Предприниматель отметил странное поведение местных чиновников, разрешивших уничтожение этого сооружения — пока руководство страны заявляет о необходимости возрождения движения водного транспорта на Волге, а региональные власти пытаются изыскать деньги на строительство причалов, в Воскресенском районе идёт обратный процесс.

По словам бизнесмена, причал был пригоден для подхода любого типа судов, включая класс река-море.

«К причалу в свое время подходили баржи водоизмещением в 5 тысяч тонн. Стоимость данного сооружения свыше 100 миллионов рублей», — оценил Бойко возможный ущерб государству и муниципалитету.

 

Следствие ввели

Как вы думаете, кому полицейское руководство поручило разбираться в этом потенциально громком деле с гипотетическим многомиллионным ущербом и распилом государственного имущества? Участковому! Кажется, в последнее время в Саратовской области стало модно «спихивать» наиболее сложные дела на этих уполномоченных полиции.

Конечно, «расследование» участкового закончилось постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Страж правопорядка установил, что между директором ООО «Велес групп» Валерием Шаповаловым и неким «гражданином Степиным А.А.» был заключен договор подряда на «сбор остатков судов, не имеющих знаков идентификации и остатков металлических конструкций барж в акватории реки Волга».

При этом Шаповалов заявил полицейским, что заблаговременно письменно обращался к главе Воскресенского района Денису Павлову с просьбой разрешить поднимать из реки суда, катера, трубы и другие конструкции. И администрация (которая, как мы помним из ответа Павлова, не располагает на это полномочиями) заявила, что не возражает против проведения таких работ. В свою очередь опрошенный заказчик работ — Степин — честно признался, что именно на основании этого разрешения от местных властей и была вытащена из Волги защитная баржа.

В отказном также указано, что у Бойко не имеется документов на гидротехническое сооружение. А далее делается вывод, что в действиях администрации Воскресенского района отсутствуют признаки самоуправства, поскольку… «все работы по демонтажу металлической конструкции выполняются в рамках Федерального закона». Какого закона — не уточняется.

Участковый также не нашёл оснований для возбуждения уголовного дела по факту кражи «останков баржи». Почему? В документе по этому поводу говорится следующее: «так как факт кражи в ходе проверки не нашёл своего объективного подтверждения». Вот так всё таинственно и непонятно.

Это постановление от 12 августа 2020 года было утверждено всё тем же майором Денисом Шишкиным. Интересный факт: сейчас этот деятель уже не возглавляет местное отделение полиции, а трудится… первым заместителем главы администрации Воскресенского района Павлова. Шишкин курирует сферы строительства, ЖКХ, транспорта и связи.

Полицейские указывали, что копия отказного постановления направлялась прокурору Барулину. Для проверки. И в надзорном органе решили, что оснований для отмены этого документа нет.

 

Исчезнувшие

Сейчас бывший руководитель ООО «Велес групп» Валерий Шаповалов попросту «растворился» — найти его нашему корреспонденту не удалось, его телефон на протяжении последних недель постоянно «временно недоступен».

След Шаповалова теряется после инцидента, произошедшего в Астрахани в 2021 году. Тогда Нижне-Волжское бассейновое водное управление в суде успешно потребовало отменить разрешение на пользование водным объектом, выданное «Велес групп». Оказалось, что у фирмы отсутствовало положительное заключение государственной экологической экспертизы на проведение работ по подъёму затонувших судов на участке акватории части Каспийского моря.

Как говорится в решении Арбитражного суда Астраханской области, Шаповалову неоднократно слали письма с предложением добровольно отказаться от дальнейшего использования водного объекта. Но он их игнорировал.

Также известно, что проблемы у компании, скорее всего, начались из-за попытки вытащить со дна судно «Дагестан». В отличие от воскресенских властей, правительство Республики Дагестан решило бороться за свою собственность. Начались судебные тяжбы, что и привело к невозможности получения положительного заключения экологической экспертизы компанией Шаповалова.

Теперь же можно сказать, что и сама эта фирма исчезла. В качестве директора ООО сейчас значится некий Сергей Чурзин (уже пятый руководитель за недолгое время существования фирмы). При этом, по данным портала kartoteka.ru, сведения о том, что именно он является директором — недостоверны. Причём об этом заявил сам Чурзин…

По юридическому адресу «Велес групп» в Саратове — улица Ипподромная, 13Б — компанию обнаружить не удалось. Оказалось, что здесь размещён огромный ангар, в одной части которого работает СТО, а в другой — паркуется спецтехника строительной фирмы. Про «Велес групп» здесь никто не слышал.

Отыскать «гражданина Степина А.А.» нашему изданию также пока не удалось. Однако в ходе поисков появились сомнения по поводу выдвинутой полицейскими версии о том, что именно этот человек являлся заказчиком работ по подъёму и распилу баржи в 2020 году.

Так, ещё одним «партнёром» Шаповалова и его «Велес групп» себя публично назвал Антон Богданов — глава саратовского отделения Российского экологического движения (РЭД). Это движение в стране возникло относительно недавно — в январе 2020 года.

В ноябре того же года представители РЭД отчитались, что «саратовские экоактивисты очистили берег Волги от опасных свай на месте пришедшего в негодность и заброшенного причала в селе Воскресенское». Здесь, по их данным, раньше заправлялись суда, приезжавшие на местную нефтебазу.

В общей сложности из Волги достали 42 сваи длиной 6-8 метров.

Работы осуществляло ООО «Велес групп», а оплачивал их, как утверждают активисты, «сам Богданов».

Далее цитата из публикации на сайте газеты РЭД «Экосфера»: «Все сваи вывезли и отправили на переплавку. Доход от сырья получила компания „Veles group“ (да, фирму Шаповалова представители РЭД, почему-то, пишут латиницей, — прим. авт.). „Мы показали бизнесу, что забота об окружающей среде не только необходима, но и может приносить доход“, — добавил глава отделения РЭД по Саратовской области».

Далее описывались планы Богданова по поводу продолжения «очистки берегов Волги» — говорилось, что «на очереди затопленные в акватории Саратовской области суда и другие объекты».

Найти и опросить Антона Богданова по поводу событий 2020 года оказалось весьма проблематично. Этот человек тоже «исчез», вслед за Шаповаловым, «Велес групп» и Степиным. Единственный контакт этого деятеля — электронная почта, указанная на сайте РЭД. Письмо корреспондента на неё осталось без ответа.

Известные саратовские экологи также не смогли помочь в поиске контактов этого человека. Например, Ольга Пицунова призналась, что сама как-то пыталась выйти на связь с представителем нового экодвижения в регионе, но безуспешно.

Не сумели помочь в этом даже сотрудники федерального офиса РЭД, до которых также непросто, но хотя бы возможно дозвониться. Контакты Богданова там предоставлять отказались, но пообещали передать ему телефон корреспондента ИА «Версия-Саратов».

В итоге столичный секретарь движения — Марьяна — сообщила, что сама не сумела дозвониться до Богданова, но «передала всю информацию ревизору», который «в ближайшее время свяжется» с журналистом. На протяжении двух недель «ближайшее время» пока не наступило.

 

«Вот в том-то и фиг. Раз бумажки нет, это — мусор»

Спустя год после уничтожения баржи — 1 июня 2021 года — глава района Денис Павлов встретился с владельцем ХПП Алексеем Бойко. Беседа получилась весьма занятной. Наученный прошлым опытом общения с местными властями, предприниматель записал её на диктофон. Запись разговора он выложил на канале «Дзен Видео» по ссылке.

Приведём расшифровку наиболее интересных моментов. Для удобства, полужирным будут выделены слова чиновника.

Павлов:

— Ну, вы утверждаете, что вот эта баржа, которая тут лежала, она защищала?

Бойко:

— Она затоплена была в 1978 году, когда элеватор в три смены работал.

— Ладно. Вы обозначаете проблему. Какие вы видите пути решения?

— Ну, вот если на этом месте положить что-нибудь, заменяющее эту баржу…

— Так.

— … было бы идеальным решением.

— А что положить?

— Есть такая штука — я видел — разобрали элеватор с речпорта (рассказывает про параметры и размеры конструкций).

— Так, понятно, конструкция. И как мы её сюда поместим?

— Да их скинуть краном сюда штук пять — на длину баржи. Сверху — бетонная плита, как она и идёт. Накрыть сверху…

— Вы же понимаете, это не так просто сделать. Там кучу разрешений надо.

— А как баржа лежала?

— Это же мусор.

— Какой мусор?

— Представляла из себя мусор.

— Я брал историю предприятия. В 1978 году затопили эту баржу…

— Я согласен. Возможно, для этих целей её положили. Но на сегодняшний день это был просто мусор. Когда вы мне звонили, я спрашивал: дайте хоть какую-то бумажку — чё она там лежит? Хоть какое-то обоснование.

— У меня нет этой бумажки. Откуда я возьму?

— Вот в том-то и фиг. Раз бумажки нет, это — мусор. А сейчас национальный проект «Чистая Волга». То есть, весь мусор, всё металлическое — поднимают.

— Я бы не сказал, что это — мусор. Если бы кто-то конкретно залез в архивы и поковырялся, с какой целью эта баржа здесь оказалась…

— Возможно, что когда-то её положили с этой целью. Возможно. И она сейчас, может, служила для этого. Лёд…

— Она обозначена на гидротехнических картах. На всех гидротехнических картах её с 78-го года обозначают. Её по приказу затопили. Знали об этом все. И Данилов, который перед вами был. И Улитин. И Рясков… Ни при ком её не вытягивали. Зачем? Все понимали, что если её вытащат, то будет беда для причала.

— Тем не менее, законы, вы же сами знаете, мы сейчас придумываем, но они настолько изощрёнными становятся год от года. Поэтому здесь… Я, честно, не знаю, чем помочь. То, что вы везде пишите, жалуетесь… Прокуратура начинает делать запросы. Ну, я в принципе так даю ответ, но здесь ничего криминального нет. Как было, так мы и отвечаем.

— Это прокурора Барулина точка зрения такая. У меня у самого высшее юридическое образование. Некоторые моменты сам отлично понимаю. Я просто обозначил, что есть проблема. И не я её создал. Какой у меня сейчас выбор? Либо проект делать за 5-6 миллионов и фиг знает когда всё будет готово. Либо мне надо какую-то штуку, которая заменяла бы защиту причала.

— Давайте так. Разрешение дать на то, чтобы сюда что-то положить — это не в моих полномочиях. Здесь — Нижне-Волжское бассейновое водное управление. Направляйте им ходатайство, чтобы они вам дали разрешение какую-то херню здесь затопить. Тогда вы привезёте с речпорта эти блоки и здесь положите. Но они вам скажут: обоснуй, проект-хренект и так далее.

— На ровном месте создали проблему. Из ничего. Сейчас вот не будет точки отгрузки, и дальше что? Останутся 22 человека без работы.

— Касаемо этой баржи — про вас никакого умысла не было. Это начал работу национальный проект «Чистая Волга». Начали русло чистить. Они с нефтебазы убрали все железки старые. Вот этот был объект. И ещё третий объект был — туда дальше. Они приехали. Их организация выиграла федеральный конкурс. Они приезжают, говорят: вот объект, надо его поднять. Этот мусор. Не возражаете? Я говорю: нет, не возражаю. На этом моё участие закончилось. Если вы считаете, что я это инициировал, то нет. Я это не инициировал.

— Вы же могли прекратить это мгновенно. Я же вам перезванивал, а вы трубку не брали.

— Правильно. Мы могли бы прекратить в том случае, если бы вы принесли бумажку какую-нибудь. Документ о том, что это — ваше. А это — ничейное. Это — мусор.

 

P.S.

Отметим, что никаких данных о нацпроекте «Чистая Волга» в разрезе уничтожения защитного сооружения и причала возле села Воскресенское нам обнаружить не удалось. Ни к каким «федеральным конкурсам» работы, которые с разрешения Павлова организовал в 2020 году Шаповалов в Волге, отношения не имели.

В своих обращениях в адрес врио губернатора Саратовской области Романа Бусаргина владелец ХПП просит инициировать проверку в отношении всех лиц, причастных к разрушению советского наследия. Он предлагает проверить этих деятелей на предмет возможного хищения госсобственности.

Также Бойко просит главу региона обратиться к облпрокурору, чтобы тот взял под личный контроль проведение проверки. Мы продолжим следить за развитием событий.