В Саратовской области изуродованы несколько архитектурных объектов, которые представляют собой образцы советского модернизма. Об их утрате грустят члены союза саратовских архитекторов и администраторы сообщества «Саратов | Строительство & Архитектура» в соцсети «ВКонтакте».
«В Калининске отъевроремонтили здание кинотеатра „Победа“. Панно работы Юрия Ивановича Валькова (он известен по панно на зданиях дворца спорта „Юность“ и правительства Саратовской области, мозаики на здании телефонной станции (ныне Ростелеком) и зала ожидания на автовокзале). Вот что тут сказать? Даже уже слов нет злиться», — высказали недовольство представители градозащитного сообщества.
На опубликованных фотографиях видно, что монументальное панно на здании кинотеатра, которое еще 5 лет назад украшало здание «Победы» в Калининске сейчас просто заштукатурено и покрашено белой краской. На первом этаже находится магазин одежды.
Второй объект, по поводу которого грустят саратовские архитекторы — это бассейн «Мечта» на улице Кавказской в Заводском районе Саратова.
«Проект Вячеслава Вениаминовича Цоя. И это, наверное, его одна из лучших работ. Правильно выдержанная, стильная архитектура превратилась в безликую коробку с пристроенными строениями в стиле придорожных магазинов. Ракушечник снят (или даже нет) и заменён на штукатурку в противно бежевых тонах с элементами пенопластовой рустовки на углах стен, — негодуют представители профессионального сообщества. — Когда-то это строилось, как профилакторий для авиационного завода. А теперь нет ни завода, ни Цоя, ни архитектуры, зато есть открытый модный бассейн, наполненный полным ощущением провинциальности и дешевизны, несмотря на зонтики, душ для ополаскивания и евроремонт».
Также в сообществе «ВКонтакте» опубликовали комментарий архитектор Андрея Мушты, который долгое время работал с Цоем. В нем он рассказал, как здание «Мечты» появилось в Саратове после поездки Вячеслава Вениаминовича в скандинавские страны в 80-е годы:
«Вячеслав Вениаминович съездил туда отчасти, как промышленный шпион — нащелкал слайдов и пытался внедрять в Саратове западноевропейские стандарты формирования дружелюбной городской среды. Особенно сильное впечатление на него произвёл дворец „Финляндия“ Алвара Аалто. Они побывали и внутри, Цой все время рассказывал, что в этих простых интерьерах главное было лицо человека, идея очень необычная для тех лет. Главный фасад этого здания был хорошо известен, его все время публиковали вместе с портретом Брежнева, подписывавшего там в 1974 году Хельсинский мирный договор. А вот задний фасад был почти плоским и впритык выходил к железной дороге. Цой такие моменты впитывал, как губка. В общем, так в Саратове появилось здание в духе скандинавской архитектуры и позднего Алвара Аалто. Очень хорошее здание».