Сегодня федеральное СМИ «РИА Новости» опубликовало расследование по делу женщины из села Александровка Марксовского района Саратовской области, которая отравила троих внуков и дочь-инвалида.
Напомним, еще в декабре 2021 года из-за отравления неизвестным веществом в Александровке Марксовского района Саратовской области скончались трое детей (3, 5 и 7 лет) и их 23-летняя тетя-инвалид. В начале августа 2022 года была задержана подозреваемая в их отравлении 49-летняя женщина. Она оказалась бабушкой детей и матерью девушки. Обвиняемая рассказала, как именно совершила преступление. В частности женщина призналась, что взяла из бардачка машины погибшего мужа отраву и подмешала ее в суп. Позже в СМИ сообщали, что женщина находилась в нестабильном психическом состоянии после смерти супруга и на фоне «накопившихся бытовых конфликтов».
В «РИА Новости» отметили, что первоначальной версией убийства стало отравление метаном. Специалисты тщательно исследовали помещение, но опасные примеси не обнаружили. Сфокусировались на отравлении — либо химикатами для насекомых, либо едой. После этого было возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК России «Причинение смерти по неосторожности». Образцы крови отправили на биохимический и токсикологический анализ. Органы опеки и сотрудники ПДН составили характеристику на семью. Претензий к обвиняемой, чья дочь была инвалидом с рождения, не предъявляли.
По данным издания, в Александровку, где проживает около 300 жителей, семья переехала несколько лет назад из соседней деревни Бородаевка. В доме жили восемь человек: сама обвиняемая — хозяйка дома Лидия, ее дочь Светлана — инвалид с ДЦП, сын Александр, трое его детей, муж Лидии Вячеслав и его брат, тоже инвалид.
«Дом на себе тянула Лида. Ухаживала за внуками, младший даже называл ее мамой. А еще — за дочерью и деверем: тот из-за проблем с ногами практически не ходил. Поражаюсь, как у нее хватало сил и терпения. Александр с отцом работали в Марксе на заводе. Не пили, не гуляли, все деньги несли в семью. Разумеется, дети всегда были сыты и одеты.
Трехлетний Игорь (имена детей изменены. — прим. ред.) и пятилетняя Оля ходили в садик. Их старший брат Дима учился в первом классе. В школу и сад, в соседнее село Орловское, детей отвозили дедушка или отец. Забирала бабушка. Мать почти не участвовала в воспитании — постоянно уезжала на заработки и не жила с ними. При этом родительских прав ее не лишили, несмотря на то, что Лидия не раз обращалась в органы попечительства и хотела оформить опекунство», — рассказала СМИ одна из соседок.
Она добавила, что в ноябре 2021 года Лидия и ее муж Вячеслав попали в аварию. После полученных травм супруг обвиняемой скончался, что сильно подкосило женщину, как морально, так и материально. После гибели отца деньги в семью приносил только сын Лидии Александр. Семье помогали друзья, соседи и просто неравнодушные жители села. Смерть внуков и Светланы наступила вскоре после смерти Вячеслава.
«Не прошло еще и 40 дней, — вспоминает знакомая семьи Тамара. — Не могу сказать, что у Лиды творилось на душе, но внешне она оставалась вполне спокойной. Единственное, что бросалось в глаза, — полное отсутствие эмоций. Весь этот год словно на автомате».
Эксперты пытались установить смертельное вещество. Тем временем все материалы из райотдела отправили в областное управление СКР — в отдел по расследованию особо важных дел. Сельчанка оставалась в статусе свидетеля. Периодически ездила на допросы, заверяя, что не помнит, чем именно кормила дочь и внуков в день трагедии.
После того, как в августе 2022 года Лидия призналась в убийстве, уголовное дело переквалифицировали на статью 105 часть 2 УК — «Убийство двух и более человек, в том числе малолетних детей». Вскоре женщине предъявили обвинение и по решению суда на два месяца отправили в СИЗО.
При этом мотив, толкнувший Лидию на отчаянный шаг, СК официально не называет. Сейчас женщину ждет психолого-психиатрическая экспертиза.
В «РИА Новости» подчеркнули, что, несмотря на чистосердечное признание, практически все опрошенные журналистами жители села в версию убийства не верят.
«Лида адекватный и очень ответственный человек, — считает соседка Ирина. — Возможно, отраву в суп случайно подмешала ее умственно отсталая дочь, и Лида не смогла себе этого простить. Конечно, это лишь догадки, но версия следователей тоже не вызывает доверия. Почему они до сих пор не знают, что это было за вещество?»
Отмечается, что десятки химических и токсикологических экспертиз действительно пока не установили, какой состав у яда. Сама обвиняемая также не говорит, какую именно отраву подмешала в суп.
«Если вину докажут в суде, Лидии грозит до 20 лет заключения — это максимальное наказание для женщин. Статья предусматривает и пожизненное лишение свободы», — заключили журналисты.