Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин внес в областную думу законопроект, подразумевающий передачу значительной части полномочий в сфере земельных отношений от муниципалитетов к правительству. Это коснется Саратова, Энгельсского и Балаковского районов.
Бусаргин анонсировал реформу еще в мае 2022 года, сразу после назначения и. о. главы региона. Уже тогда было решено, что полномочия будут переданы с 1 января 2023 года. Для того, чтобы сформулировать основные положения реформы, была создана рабочая группа. Итогом её работы стал законопроект, внесенный 21 октября в Саратовскую областную думу.
Предполагается, что полномочия будут переданы комитету по управлению имуществом правительства. КУИ займется подготовкой схемы расположения земельных участков в случае, если его предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, выполнением кадастровых работ, проведением рыночной оценки участков. Это потребует увеличения штата и дополнительного финансирования.
«Потребуется увеличение штатной численности комитета по управлению имуществом области на 26 единиц, что повлечет за собой увеличение фонда оплаты труда в 2023 году в сумме 20 021,8 тысячи рублей, начисления на них — 6 015,2 тысячи рублей, средства на материально-техническое обеспечение ориентировочно 6 917,5 тысячи рублей. Непосредственно реализация полномочий включает в себя проведение мероприятий по формированию земельных участков, а также по оценке рыночной стоимости или права аренды земельных участков для торгов. На указанные мероприятия необходимо запланировать на 2023 год прогнозно 1 млн 030 тысяч рублей, из них 700 тысяч рублей на формирование земельных участков, 330 тысяч рублей на рыночную оценку», — говорится в финансово-экономическом обосновании проекта.
Таким образом, общий объем расходов только на 2023 год составит 34 миллиона рублей.
Губернатор четко решил, какие полномочия останутся на местном уровне, а какие правительство заберет себе. Реформу объясняют необходимостью обеспечения устойчивого социально-экономического и функционально-пространственного развития трех крупнейших городов региона, необходимостью создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, повышения инвестиционной привлекательности Саратовской и Балаковской агломераций.
На муниципальном уровне останутся полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в следующих случаях:
— гражданам для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, в том числе по «дачной амнистии»,
— гражданам по «жилищной амнистии» в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу с 1 сентября 2022 года,
— гражданам под индивидуальными гаражами и гаражными кооперативами, в том числе по «гаражной амнистии»,
— крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления КФХ его деятельности,
— гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в их собственности.
«У органов местного самоуправления остаются полномочия по образованию земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, заключению в отношении земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Правительство берет на себя полномочия по проведению всех торгов для строительства зданий, сооружений в аренду, за исключением индивидуального жилищного строительства, для предоставления в собственность или в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также предоставление земельных участков без проведения торгов
— для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, для выполнения международных обязательств Российской Федерации,
— юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения,
— для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу,
— земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, резиденту особой экономической зоны или управляющей компании в случае привлечения ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах,
— для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования,
— для осуществления деятельности, предусмотренной специальным инвестиционным контрактом, лицу, с которым заключен специальный инвестиционный контракт,
— земельного участка резиденту зоны территориального развития, включенному в реестр резидентов зоны территориального развития, в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией.
«При этом такое перераспределение полномочий не повлияет на порядок поступления неналоговых доходов в местные бюджеты в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ», — подчеркнули в правительстве.
Отметим, что на прошлой неделе в областной думе были жаркие обсуждения по поводу необходимости внедрения комплексной застройки территорий, особенно в Саратове, Энгельсе и Балаково.