Сегодня, 9 декабря, в Саратове завершились общественные обсуждения нового генерального плана города. Основополагающий для города градостроительный документ разработало ООО «Джи Динамика» из Санкт-Петербурга.
ИА «Версия-Саратов» писало о том, что в рамках генплана планируется строительство новых мостов, новых дорог, тоннеля недалеко от железнодорожного вокзала. Также в генплане прописано строительство крематория, новых промышленных парков и трамвайных линий, в том числе по улице Усть-Курдюмской. Более подробно с основными положениями можно ознакомиться по ссылке.
В течение месяца, пока генеральный план был размещен для обсуждения, в адрес комитета по архитектуре мэрии поступило более 50 замечаний и предложений. Многие предложения поступили от собственников или арендаторов тех или иных участков. Некоторые оказались неприятно удивлены, что их участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства, авторами генплана «окрашены» в другие территориальные зоны. А АО «Саратовгаз», к примеру, что их участок, где находится производственная база, отнесли к зоне озелененных территорий. Собственники попросили сохранить текущее назначение всех участков.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта выступил с предложением внести в проект генплана новые улицы, которые уже запроектированы в микрорайоне САЗ. Это дороги по улицам Николая Сдобнова, Левина и новая дорога, которая соединит улицы Плякина и Сдобнова. Также чиновники комитета предложили рассмотреть возможность проложить трассу под будущую дорогу, соединяющую улицу Танкистов на пересечении с 1-м Магнитным проездом с улицей Аэропорт в районе Смотровой площадки, изменив её категорию и конфигурацию прохождения. Это сделает подход к школе № 73 более безопасным и снимет нагрузку с улицы Жуковского, которая сейчас слишком загружена.
Директор ГКУ «Центр развития Саратовской агломерации и индустриальных парков» Дмитрий Аяцков в связи с планируемым строительством Столыпинского индустриального парка в поселке Соколовый предложил изменить назначение соседних земельных участков. «В целях благоустройства прилежащей территории в рамках комплексного развития территории „Большого Саратова“ предлагаем перевести земли, расположенные в водоохранной зоне у границ участка, в статус земель рекреационного назначения для дальнейшего размещения на них прогулочно-парковой зоны», — предложил Аяцков. На этой территории, по его мнению, можно также сделать центр технического творчества для детей и центр юного агронома.
С фундаментальными замечаниями вышли представители саратовской региональной организации «Союз архитекторов России» во главе с Владимиром Виричем. В обращении за подписью Вирича представители профессионального сообщества обратили внимание, что в проекте, над которым два года трудились несколько институтов, Саратовской агломерации уделена всего страница текста. К тому же специалисты предвидят, что в генплан придется постоянно вносить многочисленные правки, так как в графе «Наименование функциональной зоны» не прописан исчерпывающий перечень объектов, которые там можно размещать. В конечном итоге это может отрицательно отразиться на инвестиционном климате.
Архитекторы предложили дополнить список необходимых к строительству двухуровневых развязок двумя объектами на Южном подходе к аэропорту «Гагарин». Также специалисты считают необходимым рассмотреть возможность связи пересечения улицы Буровой и Сокурского тракта с развязкой путепровода через железную дорогу на Вольском тракте с автодорогой через промузел «Зоринский» на Дубки. На пересечении Московского ошссе и Песчано-Уметского тракта предложено сделать кольцевую развязку. «Кольцо» также нужно сделать на пересечении улицы Соколовой, Большой Горной и путепровода на улице Чернышевского через Глебучев овраг. Улицу Большую Горную предложено пробить напрямую в районе пресечения с улицами Веселой и Октябрьской, а над заводом свинцовых аккумуляторов на улице Большой Садовой — построить путепровод.
Критику саратовского отделения «Союза архитекторов России» вызвал план развития трамвайной сети, особенно в центре Саратова.
«Трамвайные пути, провода, опоры — планируются к размещению по улице Радищева мимо Театральной площади и „Липок“, по улицам Советской, Горького, Московской от улицы Радищева в сторону Волги. Восстанавливаются трамвайные пути по улицам Чапаева и Кутякова. В свое время вынос трамвая с улицы Чапаева, Кутякова, Большой Горной был большим прогрессом для увеличения пропускной способности и увеличения скоростного режима по этим улицам и уменьшения количества заторов. Фактически опытно-экспериментальным путем была доказана правильность принятого решения. Возврат в состояние, предшествующее этому выносу, будет большим шагом назад в решении транспортных проблем Саратова», — говорится в предложениях архитекторов.
Пешеходные зоны, по мнению профессионального сообщества, не удостоены в проекте должного внимания. В нем даже не отражено уже существующее пешеходное кольцо Саратова и планы по созданию второго кольца. «Нет даже попытки создать целостную и логичную систему пешеходного движения. Нет развития пешеходного движения за пределами центральной части Саратова», — констатируют в союзе архитекторов.
О том, примет ли мэрия замечания и предложения от жителей, фирм и архитекторов, станет известно позже, когда будет опубликовано заключение о проведении слушаний.