В январе 2023 года наблюдается рост зарегистрированных мошенничеств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом в ходе сегодняшней пресс-конференции сообщила начальник отделения ГСУ ГУ МВД по Саратовской области подполковник юстиции Евгения Попова.
По её словам, рост составил 18%. За 2022 год было возбуждено 5 176 уголовных дел по фактам мошенничества, в 2021 году — 6 319.
Как рассказал начальник отдела УУР ГУ МВД по Саратовской области подполковник полиции Александр Стерликов, чаще всего мошенники звонят на телефон пенсионерам и сообщают, что их родственник совершил в ДТП или стал виновником преступления. Чтобы «замять» дело или помочь якобы пострадавшим, пожилым людям предлагают передать деньги. За ними приезжают молодые люди, обычно в возрасте от 18 до 25-27 лет. Курьеры обычно находят объявления в Telegram, едут за деньгами и переводят их.
Также распространённым видом мошенничества является купля-продажа на сайтах бесплатных объявлений: когда люди быстро пытаются продать или купить тот или иной товар. Обычно потерпевшие и злоумышленники переписываются в WhatsApp, где первым скидывают ссылку, по которой переходят граждане, заполняют данные и лишаются денег.
Зачастую людям также звонят мошенники, которые представляются сотрудниками банков и силовых структур. Злоумышленники убеждают горожан перевести деньги на «безопасный счёт». Как отметил спикер, часто мошенники представляются работниками Центробанка.
Ещё одним распространённым способом мошенничества является торговля на бирже. Люди находят объявления о вложении денег, заполняют заявку, а после им звонят злоумышленники. Они предлагают сначала вложить небольшие суммы, затем — больше. Потерпевшие верят незнакомцам и переводят деньги. Стерликов посоветовал людям, которые хотят торговать на биржах, предварительно узнать, получила ли она аккредитацию от Центробанка.
Представитель отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ Владимир Гожанский рассказал, что сейчас набирает обороты мошенничество посредством QR-кодов. Люди видят объявления в общественных местах о социальных выплатах, сканируют коды и попадают в чат-бот. Там гражданам пишут, что им якобы положена соцвыплата. После этого у перешедших в чат выманивают данные. По словам Гожанского, чат-боты вызывают доверие у людей, так как ими пользуются представители власти.
Сейчас мошенники стали звонить людям через мессенджеры, так как звонки через них сложнее отследить, поскольку они идут через интернет.
Также участились случаи, когда мошенники представляются работодателями и предлагают вакансию на выгодных условиях. Чаще всего это работа по предоставлению услуг через интернет. Как правило, общение происходит в чатах. Там у граждан выманивают данные и просят перевести вступительный взнос. После этого данные могут использовать для того, чтобы в последующем снять деньги со счетов.
Чтобы не стать жертвой мошенников, не стоит разговаривать с незнакомцами. Если звонивший сообщает, что родственник попал в беду, необходимо связаться с этим родственником. Спикеры также напомнили, что сотрудники банка не могут производить никакие операции дистанционно. В случае, если происходит действительно что-то подозрительное, необходимо идти в банк.