Вчера, 27 марта, Российский государственный архив научно-технической документации опубликовал фото с места смертельной авиакатастрофы, в которой 55 лет назад скончался первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
По данным архива, 27 марта 1968 года с военного аэродрома Чкаловский в 10 часов 19 минут взлетел учебно-тренировочный истребитель УТИ МиГ-15 с бортовым номером 18. Пилотировал самолет летчик-космонавт Юрий Гагарин, его проверяющим инструктором был опытнейший летчик, фронтовик Владимир Серёгин — командир авиационного полка по летной подготовке космонавтов. Позывной экипажа — 625-й.
«В 10 часов 30 минут Гагарин спокойным голосом доложил о завершении выполнения тренировочных упражнений в зоне пилотажа и получил разрешение вернуться на аэродром. Примерно через одну минуту после этого самолет со скоростью 700 км/час и под углом 50 градусов врезался в землю в трех километрах от деревни Новосёлово, между городами Киржач и Покров Владимирской области. Юрий Гагарин и Владимир Серёгин ушли в полет на выполнение простого тренировочного задания, но, как оказалось, ушли от нас навсегда, оставив горькую боль утраты в сердцах миллионов людей», — говорится в тексте.
До сих пор ведутся дискуссии, что стало причиной смерти летчиков. На следующий день после авиакатастрофы для выяснения ее причин и обстоятельств была создана правительственная комиссия. В ее работе участвовали космонавты, специалисты ВВС и Минобороны, КГБ и других организаций. Были собраны и тщательно изучены практически все обломки и детали самолета, примерно 95% его конструкции.
«Вскоре были выдвинуты первые версии случившегося — столкновение самолета с шаром-зондом или птицей, разрушение остекления фонарей кабины в полете, опасное сближение с другим самолетом. В результате проведенных исследований все эти версии в дальнейшем были отвергнуты. Правительственная комиссия работала несколько месяцев, были проведены всевозможные, даже уникальные исследования и проверки, которые показали, что самолет до удара о землю был полностью в исправном состоянии, летчики также находились в нормальном рабочем положении, но самолет все-таки разбился!» — отмечают специалисты архива.
Там подчеркнули, что в то время самолеты УТИ МиГ-15 не оснащались «черными ящиками». К концу июля материалы расследования составили 29 томов, но причину катастрофы установить так и не удалось. Генерал Каманин, который тоже являлся членом аварийной комиссии, написал в своих дневниках следующее:
«22 июля рассмотрели проект решения по катастрофе Гагарина. Окончательная формулировка выглядит так — вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности или отворота от шара-зонда с последующим попаданием самолета в закритические режимы полета в усложненных метеоусловиях».
Это было официальное заключение комиссии, сформулированное ее руководителями. В частности, космонавты А. Г. Николаев, П. Р. Попович, В. Ф. Быковский, г. С. Титов и П. И. Беляев направили письмо председателю правительственной комиссии Д. Ф. Устинову, в котором оспаривали такое решение, считая его совершенно необоснованным, и просили продолжить расследование. Но на этом все и закончилось. В итоге никакого официального сообщения по результатам расследования опубликовано не было.
В 1986 году профессор Белоцерковский и летчик-космонавт Леонов с группой энтузиастов возобновили изучение обстоятельств гибели гагаринского самолета в надежде все же установить ее истинную причину. Итогом этой работы стали книги С. М. Белоцерковского «Гибель Гагарина» (1992) и «Первопроходцы Вселенной» (1997), в которых автор подробно описывает факты и события, связанные с авиакатастрофой и ее расследованием, и отстаивает свою версию происшедшего — попадание самолета Гагарина в спутную струю впереди летящего самолета, которое привело к сваливанию в штопор.
В 2013 году Андрей Леонов в интервью РИА Новости сказал, что это уже «не версия, а истинная причина гибели первого космонавта».
По его словам, в пилотажной зоне, где находился гагаринский МиГ-15, проводились испытания самолета Су-15. Тренировочные полеты космонавтов в этой зоне проходили на высоте до 10 тысяч метров, а испытания истребителя Су-15 — выше. Однако по какой-то причине Су-15 нарушил режим полета и снизился до высоты примерно 500 метров. Затем, уходя на форсаже на свой эшелон, этот Су-15 пролетел в облаках на расстоянии 10-15 метров от самолета Гагарина и Серёгина на сверхзвуковой скорости и своим возмущенным потоком вогнал их самолет в спираль, выйти из которой летчики не успели.
Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Степан Микоян в своих мемуарах выразил сомнение в том, что самолет Гагарина и Серёгина вошел в штопор именно из-за попадания в вихревой след другого самолета. С. А. Микоян пишет, что после авиакатастрофы в ЛИИ им. М. М. Громова проводились специальные испытания аналогичного УТИ МиГ-15 с подвесными баками, которые показали, что попадание этого самолета в «струю» не приводит к сваливанию в штопор. Наиболее вероятной причиной, приведшей к катастрофе, Микоян назвал уклонение от метеорологического зонда или даже столкновение с ним.
«Версия о столкновении с шаром-зондом отрабатывалась еще в 1968 году, но была отвергнута только из-за того, что зонд не был найден вблизи места авиакатастрофы. Если зонд не нашли, это еще не значит, что его там не могло быть. В этом районе действительно запускались шары-зонды и один из них мог оказаться на пути гагаринского самолета. В пользу этой версии говорят следующие факты: приборы зафиксировали отрицательный перепад давления в кабине самолета УТИ Миг-15, что могло произойти из-за разгерметизации кабины в воздухе. На месте падения самолета было обнаружено только 38% остекления фонарей кабины. Таким образом, фонари могли разрушиться еще в полете», — говорится в сообщении.
Бывший начальник ЦПК и член аварийной комиссии Н. Ф. Кузнецов в своей книге «Правда о гибели Гагарина» (1994) выдвинул версию о том, что в полете у Владимира Серёгина мог произойти острый сердечный приступ с потерей сознания:
«Потерявший сознание инструктор мог сдвинуться с сиденья и, навалившись на ручку, заклинить управление. Машина могла войти в глубокую спираль, вывести из которой Гагарину не хватило сил и высоты. Покинуть самолет, оставив на верную гибель товарища, не зная, что с ним случилось, Гагарин не мог по складу своего характера».
Напомним, 12 апреля 1961 Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос и успешно приземлился в Энгельсском районе Саратовской области. Ранее корреспондент ИА «Версия-Саратов» пообщался с живыми очевидцами двух событий — приземления Юрия Гагарина в Энгельсском районе 12 апреля 1961 и его приезда в гости к колхозникам, которые помогли ему снять скафандр, 6 января 1965 года — и записал их воспоминания. Об этом можно прочитать здесь.