Сегодня, 12 апреля, на заседании комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики состоялся очередной раунд обсуждения региональных градостроительных нормативов. Проект постановления правительства Саратовской области о градостроительных нормативах по машиноместам и социальным объектам рассматривался в думе в ноябре 2022 года и в феврале 2023 года.
Ранее прокуратура Саратовской области заявила, что министерство строительства и ЖКХ не объяснило, на каком основании они собираются принять нормативы машиномест ниже установленных на федеральном уровне. В феврале представитель прокуратуры Иван Гусев напомнил, что федеральным минстроем установлены другие нормативы. Для жилья бизнес-класса рекомендуется 2 машиноместа, для стандартного жилья — 1,2 машиноместа на квартиру, для муниципального жилья — 1 машиноместо. В саратовских правилах все эти нормы занижены.
Обсуждение затянулось еще на два месяца. Как оказалось, прокуратура все же дала положительное заключение 30 марта. Сейчас идет оценка регулирующего воздействия.
Замминистра строительства и ЖКХ, главный архитектор Саратовской области Анна Смирнова рассказала, что машиноместа для временного хранения автомобилей должны быть размещены не далее 150 метров от подъезда жилого дома, для постоянного хранения (стоянки) — 500 метров. Для жилья бизнес-класса норматив машиномест будет установлен 2 на одну квартиру, при строительстве стандартного жилья — 1 машиноместо. Если будет строиться муниципальное жилье, то будет достаточно 0,7 машиноместа, а при специализированной застройке — 0,5 машиноместа на квартиру. Последние два показателя, по словам Смирновой, определялись исходя из данных администраций по домам, введенным в 2022 году. По расчетам чиновников, показатель составляет от 0,35 до 0,48 для муниципального жилья, но норматив сохранят на уровне 0,7.
Кроме того, правила предусматривают запрет на размещение машиномест в профиле улично-дорожной сети. Что касается удаленности образовательных учреждений, то при застройке новых территорий будут действовать нормативы удаленности для детских садов — 300 метров, для школ — 500 метров. Сейчас норматив действует — 500 и 800 метров.
Депутаты поинтересовались у присутствующих застройщиков, какова стоимость строительства парковочных мест рядом с новостройкой. Владелец группы компаний «Кронверк» Александр Шмидт рассказал, что они строят паркинг под детской площадкой на 100 мест за 135 миллионов рублей. Однако, по его словам, желающих купить машиноместа по такой стоимости (1,35 миллиона рублей) практически нет. Руководитель СК «Система» Дмитрий Дулепин отметил, что обычное машиноместо, если его будет строить застройщик, обойдется примерно в 800-900 тысяч рублей.
Депутат Александр Анидалов (КПРФ) заявил, что отсутствие востребованности платных парковок приведет к тому, что застройщики начнут закладывать их стоимость в цену квартир. И без того дорогие квартиры подорожают еще сильнее. Депутат Станислав Денисенко (ЛДПР) отметил, что наконец начнется меняться ситуация со строительством «человейников» без парковок. В то же время он предположил, что государство тем самым подталкивает граждан к переселению в частные дома, где нет проблем с машиноместами.
Депутат Мария Усова («Единая Россия») заявила, что по данным исследований, которые публикуются в СМИ, в стране цены на жилье снижаются, а в Саратовской области выросли на 30%. Она спросила, почему так происходит, и было ли обращение по этому поводу в ФАС. Ей возразил зампред правительства Павел Мигачев, который заявил, что по итогам первого квартала 2023 года стоимость жилья наоборот снизилась.
В итоге члены комитета вынесли новые нормативы на заседание областной думы для утверждения.