В Саратовской области ещё один мужчина через суд лишён права на получение единовременной выплаты и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего. На сей раз речь идёт о жителе Энгельса по имени Алексей, сын которого погиб в прошлом году при исполнении обязанностей военной службы.
Осенью 2022 года бывшая супруга Алексея добилась того, чтобы районный суд лишил мужчину пособия. Однако он попытался обжаловать такое решение в Саратовском областном суде. Сейчас в картотеке опубликовали апелляционное определение коллегии по гражданским делам, вынесенное в конце марта 2023 года по этому делу.
В судебном акте говорится, что мать погибшего солдата проживала с ответчиком с 1999 по 2001 годы. Через шесть месяцев после того, как у них родился сын, женщина уехала вместе с ребёнком к своим родителям. С тех пор, по её словам, она с Алексеем не общалась. Тот, в свою очередь, «воспитанием, обеспечением сына никогда не занимался, образом жизни и проблемами не интересовался».
Истица указала, что не стала подавать заявление на взыскание алиментов, поскольку узнала от знакомых, что её бывший сожитель нигде не работал и злоупотреблял алкоголем. С 2007 года она проживает с другим мужчиной, который и занимался воспитанием и содержанием как их совместных детей, так и сына, рождённого от Алексея.
Женщина указала, что вплоть до совершеннолетия мальчика Алексей не исполнял своих обязанностей родителя.
«С момента прекращения семейных отношений в 2001 году ответчик не общался с истцом. Он не содержал, не обеспечивал и не виделся с сыном, его образом жизни не интересовался, в воспитательном процессе участия не принимал, при отсутствии с ее стороны препятствий в этом. Ответчик не участвовал при решении вопроса оформления документов о смерти сына, не присутствовал на похоронах, проявил интерес лишь к социальному государственному обеспечению в связи со смертью сына. Воспитание, заботу, материальное содержание и уход сын получал от своей матери и отчима», — пояснила свою позицию заявительница.
При всём этом, как указано в судебном определении, сразу же после смерти сына при исполнении обязанностей военной службы, Алексей обратился в районный военкомат с заявлениями об осуществлении в его адрес страховых, а также единовременных выплат и пособий. В ноябре 2022 года Энгельсский районный суд, по заявлению матери погибшего военнослужащего, лишил мужчину права на получение этих выплат.
В апелляционной жалобе Алексей указал, что считает такое решение суда незаконным и необоснованным. Он заявил, что якобы «старался и принимал участие в жизни сына», а доказательств злостного уклонения от исполнения обязанностей родителя в деле не содержится и судом не установлено.
«Полагает, что, несмотря на то что он, как отец, мало сделал для сына, исключительных оснований для лишения его права на получение выплаты в связи с гибелью сына не имеется», — приводится позиция мужчины в апелляционной инстанции.
Тем не менее, коллегия установила, что стороны не проживают вместе и не общаются уже более 20 лет. В школах, в которых обучался погибший, сообщили, что Алексей не интересовался обучением сына, контакт с классным руководителем не поддерживал, в учреждения не приходил.
Кроме того, суд установил, что сам погибший военнослужащий в различных анкетах в графе «Отец» указывал ФИО своего отчима. «Сведений о титульном отце нигде не указывал», — говорится в определении.
Также судьи отметили тот факт, что Алексей, хотя его обязывали явиться на заседания, игнорировал эти требования, представляя лишь письменную позицию. «Доказательств уважительности причин неявки ответчиком представлено не было», — отметили в облсуде.
В итоге, решение Энгельсского районного суда было оставлено без изменения, а жалоба мужчины — без удовлетворения.
В апелляционном определении отсутствует более подробная информация о том, где именно погиб военнослужащий. Однако в решении первой инстанции, имеющемся в распоряжении ИА «Версия-Саратов», говорится о том, что он «был привлечен для выполнения специальных задач на территории ДНР, ЛНР и Украины», а погиб на территории Луганской Народной Республики. Позже решением Энгельсского районного суда он был объявлен умершим.
Отметим, что в ноябре 2022 года наше издание рассказывало об аналогичном случае, произошедшем в Саратове. Тогда заявление матери погибшего в ходе СВО военнослужащего рассматривал Фрунзенский районный суд. В итоге биологический отец также был лишён выплат, поскольку воспитанием и содержанием сына не занимался.