Приволжская железная дорога (филиал ОАО «Российские железные дороги») затеяла ремонт исторического здания, где в настоящее время располагается топ-менеджмент предприятия и часть многочисленных подразделений. Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание управления Рязано-Уральской железной дороги» выставлен на общественное обсуждение.
Дом № 8 по улице Московской является частью ансамбля Музейной площади. Он был построен в 1909–1914 годы по проекту архитектора Алексея Салько и является одним из самых узнаваемых зданий в городе. Оно принадлежит периоду эклектики, выстроено с использованием форм классицистического характера.
«У здания есть два главных входа — со стороны Музейной площади и со стороны улицы Московской. Фасад вдоль Музейной площади, как и фасады по улицам Московской и Челюскинцев, пятичастен, с тремя лёгкими ризалитами, центральным и боковыми. Углы здания срезаны в плане, над верхним этажом в объёме чердачного пространства надстроены башенки и парапеты (с южной, северной и восточной сторон), акцентирующие узлы. Архитектурные решения фасадов по улице Московской, Челюскинцев и Музейной площади идентичны», — описывают здание эксперты.
В ПривЖД решили, что зданию нужен ремонт. Для этого Самарским проектно-изыскательским институтом «Желдорпроект Поволжья» в 2023 году была разработана проектная документация по объекту: «Капитальный ремонт здания УПЖД город Саратов».
В целом историческое здание находится в хорошем состоянии, самые серьезные проблемы у него — с кровлей.
«Покрытие кровли из оцинкованной стали имеет большое количество следов протечек из-за некачественно проведённых ремонтных работ и выполнения соединения оцинкованных листов в фальц. Также обнаружены множественные следы коррозии металла покрытия. Покрытие кровли находится в недопустимом состоянии. Обрешётка, в результате некачественно выполненных работ по устройству покрытия кровли из оцинкованной стали, имеет следы многочисленных протечек и поражения гнилью. Обрешётка находится в недопустимом состоянии», — перечислены ключевые проблемы в акте ГИКЭ.
Проект реставрации предполагает демонтаж обрешетки и покрытия кровли с последующим устройством новой крыши здания. Всего планируется заменить до 50% мауэрлатов (массивные балки по верху стены здания, которые служат опорой для стропил). Также будут заменены водосточные трубы и ограждение кровли.
Эксперты пришли к выводу, что работы по капремонту не окажут влияния на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. Было дано положительное заключение.
Отметим, что жители очень ждут капитального ремонта и реконструкции другого объекта — железнодорожного вокзала Саратова. Эта тема обсуждается уже несколько лет, было даже заключение Главгосэкспертизы. Но до практической реализации проекта дело так и не дошло. Между тем состояние физически и морально устаревшего здания вокзала вызывает много нареканий у жителей и гостей города.