«Одна женщина обращается к нам уже 20 лет каждый день»: психологи рассказали о рыдающих детях, суицидниках и других жителях Саратовской области, ежедневно звонящих по телефону доверия

10 августа 2023, 12:08
Ольга Зайцева на работе / © ИА «Версия-Саратов»

«Я хочу покончить с собой», «Мне сложно жить после возвращения с СВО», «Я слышу русскую речь, но ее не понимаю», «Меня буллят в школе» — такие сообщения поступают к специалистам телефонов доверия Саратовской области. Пик звонков приходится на вечер и ночь, а совета просят не только взрослые, но и дети, начиная с 9 лет. Психологи рассказали корреспонденту ИА «Версия-Саратов», с какими проблемами к ним обращаются жители региона, часто ли их пытаются разыграть и как они сами справляются со стрессом.

«Один раз ночью мне подряд позвонили сразу три суицидника»

«Как-то позвонил мне 21-летний парень и говорит: „Я проснулся в своей постели дома, рядом лежит жена и в кроватке — два маленьких ребенка. Но я вдруг понял, что они мне вообще нафиг не нужны. Понимаю, что они нуждаются в заботе, что я должен зарабатывать деньги, но я их всех терпеть не могу. Я сейчас пойду и покончу с собой“, — вспоминает старший врач-психотерапевт кабинета телефона доверия саратовского городского психоневрологического диспансера Ольга Зайцева. — Я пыталась успокоить парня, предложила ему какое-то время пожить одному, воззвать к совести. Он потом несколько раз перезвонил, но хоть передумал лишать себя жизни и то хорошо. Развелся он в итоге или нет, я не знаю. Может это была временная усталость от детей».

Звонки на телефон доверия 8 (8452) 75-14-00 принимают только люди с психологическим образованием. Линия анонимная и работает круглосуточно. Трудится психолог в небольшой комнате, где есть переносной телефон, диван и компьютер. Днем на звонки отвечает медицинский психолог, а по ночам на линии остаются только врачи-психиатры.

Ольга Зайцева работает психологом на телефоне доверия уже больше 20 лет. По ее словам, за это время в ее практике не было ни одного человека, который бы действительно хотел покончить с собой. Чаще всего люди так манипулируют, когда не могут решить проблему нормальным способом.

«Один раз ночью мне подряд позвонили сразу три суицидника. Сначала я говорила с мужчиной, который не хотел бросать пить, а близкие настаивали. Только его успокоила, как друг за другом позвонили две женщины, от которых то ли ушли мужья, то ли им изменили.

 

 

Однажды звонила 16-летняя девушка, которая хотела покончить с собой. Она жила с сестрой, ее мужем и дочерью. И когда сестра поехала с младшей дочерью рожать в роддом, девушку изнасиловал муж сестры. Потом начались разборки, там вся семья маргинальная была, им нужна была длительная терапия», — рассказала психолог.

Разговор с корреспондентом ИА «Версия-Саратов» прерывает звонок на телефон доверия.

«Здравствуй. (пауза) А ты не забыла принять таблетки? Ложись, отдохни и через часок мне перезвони, хорошо?», — отвечает Ольга, кладет трубку и объясняет:

«Эта женщина звонит нам уже 20 лет каждый день. Ей 51 год, у нее есть взрослая дочь. У женщины тяжелое заболевание, она лечилась в разных психиатрических больницах, у нее были бредовые идеи на сексуальной почве. Сейчас у нее неплохая ремиссия. Грамотный специалист определит, что у нее есть отклонения в психике, но обычный человек этого не заметит.

Женщина хорошо подрабатывает. Чтобы жить спокойно дальше, ей нужно обязательно позвонить нам и рассказать, что с ней происходило в течение дня, а мы ее подбадриваем. Если она не позвонит, то потом чувствует себя плохо.

Сейчас у нее первый раз была такая жалоба — она сказала, что слышит русскую речь, но ее не понимает. Но это ощущение такое, болезнь берет свое, хотя мы ее контролируем. Через какое-то время это пройдет, хотя она иногда забывает принять таблетки».

Ольга добавляет, что таких постоянных клиентов у них много. Часто звонят и жалуются друг на друга 86-летняя женщина и ее 50-летняя дочь, у обеих диагностировано расстройство психики.

«Один раз они не могли решить, кто будет мыть сковородку и начали швырять друг в друга швабрами. Я их еле успокоила», — отмечает специалист.

По словам женщины, чаще всего люди звонят ближе к вечеру, так как днем проблемы не кажутся такими серьезными. За сутки звонков поступает от 18 до 22, за год — от 7 до 8 тысяч.

«Нам звонят и подростки, хотя формально наш телефон доверия для взрослых. Дети жалуются на родителей, например, мама не разрешает сидеть в интернете, заставляет учить уроки, просит помыть посуду. Иногда нас пытаются разыграть. Последний случай был — 2 девочки ночью позвонили, судя по голосу им лет по 14. Звонят и кричат в трубку: „Эй, психи, а у нас тут психи“. Нам пришлось пригрозить им полицией», — вспоминает женщина.

Часто на телефон доверия звонит 41-летний мужчина, который вернулся с СВО. Он уже два раза участвовал в спецоперации, а в молодости был в Чечне.

«Он звонит раз в 2-3 дня, если не позвонит, ему сложно жить. У него тревога, он не знает, что делать дальше. У него несколько идей было, чем заняться: то ли пойти в монастырь, то ли написать книгу, то ли лечь к нам в стационар, то ли собрать друзей и заново поехать на Украину. В монастырь его не взяли, так как он пьет. И вот недавно он нам позвонил и торжественно объявил, что решил собрать товарищей и вновь поехать на Украину. Причем страх у него есть, но он решил, что его надо преодолеть», — рассказывает психолог.

Она добавляет, что пока в стационаре нет вернувшихся с Украины людей с пограничными расстройствами личности, но, по ее мнению, скоро они появятся.

«Я помню после Чеченской войны тоже сначала мало мужчин обращались к нам с жалобами, им как-то было стыдно. А потом их стало все больше и больше. Конечно, с вернувшимися со спецоперации нужно работать, им недостаточно будет просто позвонить на телефон доверия, это длительное лечение. У нас оно будет бесплатным. Можно будет даже лечь в стационар, никто об этом не узнает, можно не бояться», — обещает Ольга.

Она отмечает, что научилась не принимать проблемы людей близко к сердцу. Снимать стресс ей помогают старые фильмы, итальянские комедии, фильмы по Агате Кристи и музыка оркестра Поля Мориа.

 

«Чаще всего звонят мужчины, которые потеряли смысл жизни»

45-летняя психолог с высшим образованием Татьяна уже полтора года работает ведущим психологом службы «112». Это круглосуточная система для экстренного вызова спасателей, пожарных, медиков, полиции или службы газа. Однако если оператор понимает, что человеку требуется поддержка, он может переключить его на психолога.

Татьяна отмечает, что у каждого сотрудника свой присвоенный номер. Это продиктовано моментами конфиденциальности, но психолог может озвучить собеседнику свое имя.

По словам специалиста, большинство из тех, кому оказывается необходима помощь психолога по телефону «112», — это мужчины старше 18 лет.

«Чаще всего они говорят, что потеряли смысл жизни. Тут важно разобрать, почему он пришел к такому решению. Выясняется — трудности в семье, работе или все в совокупности. И плюс еще есть спусковой момент, который стал последней каплей и человек звонит нам. Вторая категория звонков — когда на людей навалилось много проблем и они не знают, как выйти из трудной ситуации», — рассказывает специалист.

Звонят психологам службы «112» и дети. По словам Татьяны, чаще всего это подростки в возрасте с 12 лет, однако таких звонков немного.

«Из моего опыта работы это единичные случаи. Дети звонят из-за семейных проблем, когда им тяжело или некомфортно находиться в семье. Как правило, причиной тому — ситуация, когда родители не могут и не хотят слышать своего ребенка. У меня больше сердце отзывается и тяжелее морально, когда звонят подростки. На них всегда особенно фиксируется внимание», — поясняет женщина.

Все звонки на службу «112» записываются. Оператор спрашивает у собеседника его имя и фамилию, и на этом этапе заявитель может или дать эту информацию, или оставить ее анонимной. Потребовать запись разговоров у сотрудников системы могут на основании письменного заявления правоохранительных органов, адвоката или судов.

«Трубки мы во время беседы никогда не бросаем. Любой разговор подходит к своему логическому завершению. Каждое обращение клиента на „112“ за психологической помощью имеет уникальный характер. Каждый звонок конфиденциален, проблемы во многом похожи, но даже пересказывать подробности жалоб без имен я не могу позволить, нарушится персональность», — отмечает Татьяна.

Она признается, что справляться со стрессом ей помогают переключение внимания на разные виды деятельности и специальные психотехники. Самая простая из них — техника поочередного вдоха и медленного выдоха. 

 

«Дети рыдали в трубку, говорили, что плохо сдали ЕГЭ»

На телефоне доверия 8-800-2000-122 бесплатные и анонимные звонки в Саратове принимают 10 профессиональных психологов. График специалистов — рабочие сутки через трое. Как отмечает заведующая отделением экстренной психологической помощи по телефону Саратова центра помощи семьи и детям Ирина Трушина, не все профессионалы выдерживают такую работу.

«Самый маленький срок, в течение которого у нас проработал человек — три дня. Женщина прошла недельную стажировку, официально устроилась, а потом сказала: «Извините, я не могу, мне морально тяжело». И все, уволился человек, ее даже не успели оформить в отделе кадров.

Телефон доверия — это вообще эмоциональные качели, ты никогда не знаешь, кто на той стороне трубки и какая у него проблема. Но из-за одного звонка у нас никто никогда не увольнялся», — отмечает женщина.

Ирина Трушина работает на телефоне доверия более 20 лет, из них 15 лет является руководителем отделения. В день, по ее словам, в отделение поступает около 30 звонков. Чаще звонят с 8 вечера и до 2 часов ночи, с 12 ночи специалисты консультируют только человека в экстренной ситуации.

«60% обратившихся — это дети до 18 лет. У них первая любовь, построение отношений, конфликты с одноклассниками, педагогами, жалобы на родителей, которые их не понимают и не слышат. Служба доверия — это уже последний вариант, когда дети у родителей не получили поддержки. Мы стараемся их реанимировать.

Бывает, что звонят дети с суицидальными мыслями. В таком случае мы всегда стараемся найти близкого ему человека, который в реальной жизни может помочь, это может быть даже учитель. Звонков больше от детей в возрасте с 11 до 17 лет, но сейчас возраст спустился и до 9 лет. Телефон они находят на сайтах школ, у нас есть группа «ВКонтакте» «Телефон доверия Саратов». Дети могут и там получить консультацию», — рассказывает психолог.

По ее словам, мужчины в основном звонят в случае поиска или потери работы, проблем в отношениях, из-за конфликтов с друзьями или на работе. Женщины жалуются на проблемы с супругами, когда им больше некому позвонить. Каждый сотрудник сталкивался и с «тяжелыми» звонками:

«Он может быть в любой области, например, ребенок жалуется, что его буллят в школе. Сейчас был период экзаменов, и дети рыдали в трубку, говорили, что плохо сдали ЕГЭ, и с этими баллами не смогут поступить. Бывает, что проблема настолько болезненная для психолога, что он может сказать, что на эту тему ему трудно говорить и даже отказаться от консультации. Эмоционально тяжело бывает после оборванных звонков — когда еще можно было что-то сказать, но по каким-то причинам разговор завершился. Мы остаемся в таком вакууме».

Женщина призывает не бояться звонить им и в ситуации, связанной с жестоким обращением с детьми. Эту информацию передадут в комиссию по делам несовершеннолетних.

«У меня был звонок. Звонила мама, у нее есть сын. Он дружит с девочкой из другого класса, и та с ним поделилась, что ее дома избивает отчим, оскорбляет, что она чуть ли не ночует на лавке. Показала другу видео синяков, побоев. Сын сказал об этом маме, она была в шоке и позвонила нам. Сказала только школу, где учится девочка, и ее имя. И все, девочку изъяли из семьи, там была угроза жизни, могло дойти и до изнасилования. За этот год у нас было шесть жалоб по домашнему насилию над ребенком и все звонки подтвердились при проверке», — отмечает Ирина.

Справляться со стрессом психологам помогают супервизоры — специалисты, которые консультируют других психологов. Ирина отмечает, несмотря на то, что работа сложная, менять ее она даже не планирует.