В Саратове в последнее время всё хуже обстоят дела с транспортной инфраструктурой. И без того перегруженные улицы перекрывают, в том числе, в рамках реконструкции трамвайной сети. Жители негодуют, а общественники заявляют о необходимости радикально решать проблему транспортного коллапса — вводить «положение чрезвычайной ситуации».
В связи с этим возник вопрос использования «Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования „Город Саратов“ до 2030 года». Напомним, об этой программе шли разговоры при бывшем мэре областного центра Михаиле Исаеве, который ныне является председателем Саратовской областной думы. Однако в открытом доступе эту программу оказалось найти не так уж и просто.
На сайте Госзакупок в апреле 2018 года комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Саратова объявил торги, предметом которых являлась разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексных схем организации дорожного движения в областном центре. Программа должна была быть полностью готова к 15 декабря 2018 года. Максимальная цена контракта составляла 43 миллиона рублей. Источник финансирования — городской бюджет.
В торгах приняли участие четыре организации: две из Санкт-Петербурга и по одной из Воронежа и Люберцев Московской области. В итоге победителем стало столичное ООО «Строй Инвест Проект», которое хотело получить за работу 41 миллион 710 тысяч.
Интересно, что другие участники предложили выполнить работу за меньшие деньги. Одна из компаний — ООО «ДорМостПроект» из Воронежа — готова была подписать контракт по цене аж на 14 миллионов дешевле (за 27,7 миллиона рублей). Но заказчики пришли к выводу, что ООО «Строй Инвест Проект» более опытное, нежели прочие конкуренты. Поэтому 28 мая 2018 года чиновники саратовской мэрии заключили контракт именно с этим подрядчиком.
Затем что-то пошло не так. Более опытная и надёжная организация срывала сроки, выполняла обязательства ненадлежащим образом. Подробно об этом можно прочесть в документах, прикреплённых к закупке на сайте госзаказа.
Так, согласно этим документам, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, с ООО «Строй Инвест Проект» хотели взыскать 2 миллиона 85 тысяч рублей; за 264 дня просрочки исполнения обязательств по контракту — 15 миллионов 523 тысячи рублей; за ещё одну просрочку — ещё 436 тысяч 333 рубля.
В итоге работы приняли только на 13 миллионов, а на 28 — нет. В акте о сдаче-приёмке работ сказано, что организация выполнила только «отдельные разделы научно-исследовательской работы».
Чтобы выяснить, чем в итоге закончился столь амбициозный и дорогостоящий проект, ИА «Версия-Саратов» запросило информацию у нынешней главы города Лады Мокроусовой. В частности, нас интересовало, сколько в итоге средств потратили на программу, где можно ознакомиться с ней, а также где она использовалась в последние годы, и где будет использоваться в будущем.
Ответ пришёл за подписью замглавы администрации Саратова, председателя комитета по ЖКХ Максима Сиденко. В нём сказано, что с ООО «Строй Инвест Проект» в пользу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта на основании постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2020 года было взыскано 436 тысяч 333 рубля пени.
Информацию о том, сколько в итоге денег ушло на программу, чиновники предложили искать на сайте госзакупок, где, как мы уже указывали, фигурирует сумма в 13 миллионов.
По данным Сиденко, с конечным продуктом бюджетных вложений можно ознакомиться на сайте городской думы. Там действительно опубликован более чем стостраничный документ со схемами.
Сами мы обнаружить этот труд не сумели, как ни искали. Поисковики не выдавали нужный результат. Если бы не пошаговая инструкция, приведённая в ответе на запрос ИА «Версия-Саратов», то программа, наверное, так и осталась бы укрыта в недрах думского сайта. Теперь же рассказываем всем заинтересованным, что скачать её можно вот тут — по ссылке (второй пункт, номер решения 69-554).
В документе прописано количество жителей Саратова и ближайших районов, приведены схемы парковок и велодорожек, проанализирован пассажиропоток транспорта, в том числе трамвайных маршрутов, которых пока не существует из-за реконструкции путей и многое другое. Помимо прочего, например, специалисты пришли к выводу, что в центральной части Саратова не хватает 6 971 парковки (именно так, с точностью до одного машино-места). А на улучшение ситуации с транспортом в городе необходимо потратить более 30 миллиардов рублей.
По данным Сиденко, программа уже была задействована при строительстве дороги от села Александровка через станцию Кокурино до улицы Азина в районе ТЭЦ-2 в Саратове, при проведении реконструкции транспортной развязки на станции Трофимовский-1 в Саратове. Как сообщил Сиденко, сейчас в рамках программы ведётся строительство путепровода через железнодорожные пути по Песчано-Уметской и планируется строительство путепровода через железнодорожные пути по Сокурскому тракту.
На основании этой программы, судя по ответу, разработан проект реконструкции транспортной развязки на пересечении проспекта 50 лет Октября, улицы Тракторной и Большой Горной в границах территории: Рябиновская, проспект 50 лет Октября, Молочная, Мельничная, Соколовая, Мурманский проезд, Тракторная в Кировском районе Саратова.
С помощью программы, как утверждает чиновник, завершено строительство на улицах имени Академика Семенова, Гришаева, Кузнецова, Муленкова. Также ведётся строительство дорог по улицам Зыбина, Долгина, Булгакова, Галкина-Враского и проездов в микрорайоне «Городские просторы».
Судя по документу, благодаря работе ООО «Строй Инвест Проект» завершено строительство дороги по улице имени Сдобнова; проезда, соединяющего улицы Сдобнова и Плякина; строительство дороги по Левина, Бодакова, Тараскина, улице Малая Розовая; строительство дороги «посёлок Солнечный-2 — посёлок Расково».
По информации Сиденко, программа также применяется при строительстве участка дороги по Прудной, Большой Азовской, от улицы Аэропорт до 2-го Магнитного проезда и Высокого проезда и при возведении путепровода через железнодорожные пути по Сокурскому тракту.
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, исходя из документа, предусматривает строительство западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением железнодорожного участка «Липовский» — «Курдюм» пропускной способностью 154 пары поездов в сутки.
Также по программе, как отметил Сиденко, в городе ставили светофоры и было организовано круговое движение на пересечении Радищева, Кутякова и Челюскинцев.
Принесла ли пользу программа, на которую подчинённые Исаева потратили 13 миллионов бюджетных рублей? Помогла ли она разгрузить дороги областного центра? Об этом судить автомобилистам. Пока же чиновники и депутаты вынуждены проводить специальные заседания по поводу транспортного коллапса в Саратове. Остаётся надеяться, что этот бардак не был предусмотрен программой и однажды прекратится.