В Саратовской области цена на бензин и дизельное топливо в официальной статистике одни из самых высоких в ПФО, потому что в регионе велика доля частных АЗС. О причинах роста цен на топливо и о том, как регион справился с дефицитом, рассказал на брифинге зампред правительства области — министр промышленности и энергетики Михаил Торгашин.
«Формирование мелкооптовой цены происходит на Петербургской бирже. Пока не возник дефицит, сильно никто не смотрел. Рост розничных цен был 4-4,5%, а на опте уже на 30-35%. Этот процесс шел плавно в течение года, просто на него не обращали внимание. Получилось так, что у нас частные заправщики (не вертикально интегрированные нефтяные компании, у которых можно точку прибыли переносить от скважины до последней колонки) — у них цена, по которой они покупают и продают, стала одинаковой. Часть компаний вынуждены были ограничивать, потому что становилось невыгодно продавать.
В Саратовской области, я должен сказать, у нас поддержка частного бизнеса. Мы — за конкуренцию. Поэтому у нас доля независимых частных поставщиков топлива очень большая. Когда возник дефицит, а подняли его в основном сельхозпроизводители, потому что это было в «хвосте» уборочной кампании, мы в первую очередь договорились с «Саратовнефтепродуктом», который является крупнейшим оптовым поставщиком топлива. За счет этого была построена логистика, подключилась железная дорога. Мы буквально за две недели увеличили количество остатков топлива с 17 до 45%. Мы решили главную задачу — у нас топливо было вне зависимости от стоимости», — рассказал Торгашин.
Затем последовали решения президента РФ Владимира Путина, вмешательство ФАС и правительства России. Это дало эффект, цена уже снижается, но медленней, чем повышалась. Сейчас за счет принятых мер нефтяные компании будут вынуждены искать потребителя на внутреннем рынке.
«В Саратовской области в 11 районах нет вертикально интегрированных компаний. Изначально мы наполнили рынок, чтобы был бензин. Второе: мы организовали, чтобы у вертикально интегрированных компаний логистика выстроилась. Потому что были случаи, когда бензовоз приезжает на заправку и сливает всё. Даже крупным компаниям нужен какой-то временной лаг, чтобы оформить заявки, заказать бензовоз, который привезет. Это всё построили, в том числе привлекли большое количество единиц техники, даже из других регионов. Потому 11 районов, у нас был ежесуточный отчет глав, у кого, где и что. Закрыли эти районы, у некоторых даже не было договоров, я не знаю, откуда они возили топливо. Всех переориентировали в срочном порядке. Потом пошли дорожники. Как оказалось, договоры были не у всех. Заключили договоры и встроили в цепочку поставки. Я считаю, что нам удалось избежать дефицита, у нас не было, как в Ставрополе, в Волгограде», — резюмировал Торгашин.
Он также объяснил, почему по данным Росстата розничная цена бензина и солярки в Саратовской области — в тройке самых дорогих в ПФО.
«Из-за дефицита Волгоград и Самара начали увозить наше топливо. Некоторые частники, когда это пошло, просто задрали цену рублей на 8. Но в связи с тем, что доля рынка частников у нас большая, они попадают в обсчет статистики. Там никто на этой заправке не заправлялся, ценник был декларативный, но мы попадаем в статистику, что у нас один из самых дорогих бензинов и ДТ. Везде пишут, что дорогой. Но если бы это было объективно с точки зрения „цена — пролив“ или средний чек, то у нас не такая высокая цена. Мы где-то в серединке находимся, а Росстат считает по сформированной корзине. [Частники] заявляют цену 66 рублей на 95-й бензин, но им никто не заправляется, если на „Лукойле“ по 5-7 машин, то там ни одной машины нет. Но они в обсчет цены попадают и получается, что средняя цена выше, чем в других регионах. Структура обеспечения регионов везде разная. Есть регионы, где 5-6 сетевых организаций закрывают практически весь рынок, но мы честные и даем возможность работать всем», — отметил зампред правительства.