В Балаково территория бывшего аэропорта, который уже более 20 лет закрыт, была обследована специалистами на предмет наличия памятников археологии. Перед началом любого крупного строительства подобные исследования являются обязательным условием при подготовке разрешительной документации.
В опубликованной документации изложены результаты археологического обследования земельного участка, отводимого под объект «Реконструкция аэропортового комплекса Балаково (Саратовская область)». Помимо непосредственной разведки на местности специалисты также точно описали нынешнее состояние территории бывшего балаковского аэропорта общей площадью 232,8 гектара. В настоящее время земельные участки, входящие в территорию обследования объекта строительства, относятся к категории «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» и «Земли сельскохозяйственного назначения».
Аэропортовый комплекс города Балаково («Новый Балаковский аэропорт») был открыт в 1984 году как аэродром 1-го класса, способный принимать самолёты Ил-76 и Ту-154, с взлётно-посадочной полосой длиной 2,5 км и шириной 42 метра. Аэропорт был закрыт в 2001 году, и в данный момент на его территории расположена база ООО «Приволжская региональная авиакомпания», которая использует её как взлетно-посадочную площадку с официальным названием «Малая Быковка», для производства сельскохозяйственных авиационных работ на самолётах Ан-2, уточнили специалисты.
«Территория аэродрома огорожена бетонными опорами с колючей проволокой. По периметру забора со стороны аэропортового комплекса укреплены высокие массивные конструкции со специальным световым оборудованием. Внутри периметра бывшего аэропорта значительную часть полезной площади занимают: взлётно-посадочная полоса (ВПП), площадка для стоянки авиационной техники и рулёжная дорожка, имеющие хорошо сохранившееся бетонное покрытие из цельного полотна с нарезанными температурными швами и нанесенной разметкой.
Кроме того, на огороженной территории бывшего аэропорта сохранились развалины аэровокзала, метеорологической станции (АМСГ), диспетчерской башни, ангаров и хозяйственных строений. Среди остовов железобетонных и кирпичных строений до нашего времени также дошли несколько экземпляров гражданских самолетов различной степени сохранности. В целом, строения аэропорта смотрятся серьезно разоренными, несмотря на их круглосуточную охрану, а место проведения запланированных строительных работ представляет собой давно заброшенный земельный участок, который ранее (в 80-е годы прошлого века) подвергался определенному антропогенному воздействию», — описала уведенное эксперт Надежда Лебедева.
Незастроенные пустыри на территории аэропорта заросли ковылем, типчаком, шалфеем, таволгой, полынью, а также отдельно стоящими небольшими деревцами и кустарниками: лохом, осиной, ясенем и ольхой. В целом же ландшафт подвергся антропогенному воздействию при строительстве ВПП и инфраструктуры аэропорта. Поскольку рядом находится река Быковка — приток Большой Иргиза, где в 2009 году был исследован курганный могильник «Балка Быковка», то площадку было решено обследовать на предмет археологических памятников.
Всего было заложено 233 разведочных шурфа (выемки земли площадью квадратный метр). Однако ни одной археологической находки и следов культурного слоя в шурфах не зафиксировано. Поэтому на работы по реконструкции аэропортового комплекса выдано положительное заключение.
Идея о реконструкции объекта впервые прозвучала в 2019 году. По подсчетам, проведенным властями в 2020 году, на работы нужно 9,1 миллиарда рублей. Месяц назад спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что заключен договор на разработку проекта для реконструкции упомянутого объекта. В июне этого года стало известно, что саму реконструкцию планируют провести в 2024–2025 годах.
Планируется демонтаж существующих зданий, перестройка взлетно-посадочной полосы и перрона, строительство здания аэровокзала с архитектурной подсветкой и привокзальной площади, возведение административного здания, гаража для спецтехники, медпункта, здания аварийно-спасательной службы, специальной АЗС, пункта обработки воздушных судов, очистных сооружений, котельной и многое другое.
В качестве участника государственно-частного партнёрства выступает АО «Металлургический завод Балаково». С этим предприятием ещё в 2020 году было подписано соглашение. За федеральные средства предполагалось проектирование и создание объектов аэродромной инфраструктуры. По инвестиционной составляющей — проектирование и создание технической территории аэропорта. Регион должен был взять на себя проектирование и обустройство коммуникаций и автодорожного подъезда.