На федеральном уровне подписано распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодора) о резервировании земель для нужд Российской Федерации для строительства и реконструкции участков трассы до границы с Казахстаном и для строительства Южного обхода города Саратова с мостовым переходом через Волгу. В документе приведены координаты участков, где планируется расширить существующие дороги, а также проложить трассу будущего Южного обхода.
Ранее в сентябре 2023 года была утверждена документация по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги A-298 автомобильная дорога Р-208 «Тамбов — Пенза» — Саратов — Пристанное — Ершов — Озинки — граница с Республикой Казахстан. Строительство автомобильной дороги А-298 автомобильная дорога Р-208 «Тамбов — Пенза» — Саратов — Пристанное — Ершов — Озинки — граница с Республикой Казахстан до автомобильной дороги P-228 Сызрань — Саратов — Волгоград со строительством мостового перехода через реку Волга (южный обход города Саратова). Это касается этапа строительства, который касается Правобережья.
На основании обращения ФКУ «Нижне-Волжское» Росавтодор принял решение:
«Зарезервировать для государственных нужд сроком на три года земли согласно перечню координат характерных точек границ территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для нужд Российской Федерации, в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, с указанием погрешности определения таких координат, являющемуся приложением к настоящему распоряжению. На зарезервированных земельных участках устанавливаются ограничения прав в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель».
Напомним, место прохождения трассы было утверждено в августе 2022 года во время визита в Саратов главы Росавтодора Романа Новикова. При выборе трассы моста пришлось даже принять решение об изменении маршрутов прогулочных судов. «Мы очень интересное техническое решение примем по строительству самого мостового перехода. 11 километров — не шутка! У нас не много таких сооружений. Будет достойный мост», — пообещал глава Росавтодора.
Только проектно-изыскательные работы обойдутся в 1,7 миллиарда рублей. В целом реализацию проекта оценили в 130 миллиардов рублей. Изначально в федеральном плане мероприятий по строительству и реконструкции дорог, рассчитанном на 2023–2027 годы, было прописано, что строительство обхода начнется в 2025 году. Ввести его в эксплуатацию должны будут в 2027 году. Но в этом году было принято решение ускорить процесс. По новым планам южный обход должен быть введен в эксплуатацию в 2026 году.
Позже трассировку изменили. Стало известно, что в Саратове изъятие частных домов не потребуется, так как мост пройдет по переселенной местности. По энгельсской стороне мост выйдет к руслу реки Мечетка. Тут трасса пройдет по территориям СНТ «Авангард», СНТ «Заря», СНТ «Политехник-2», СНТ «Путеец». Предварительно, там могут попасть под изъятие порядка 90 участков, точное число назовут после завершения проектирования. С подробными картами можно ознакомиться по ссылке.
Путь к новому мосту начнется по территории Саратова от федеральной трассы Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград. Развязка будет построена между поселками Ивановский и Власовский. Затем четырехполосная трасса пройдет мимо села Колотов Буерак, поселков Хмелевский и Хмелевка. Проектировщики выкроили трассу моста по пересеченной местности таким образом, чтобы обойти все дачные массивы.
К Волге мост будет подходить по оврагу, который находится между улицами Набережная и Центральная поселка Хмелевка. Затем через Волгу пойдет 3,5 километровый участок низководного моста, грунтовая вставка протяженностью 2,18 километра. Там, где проходит основной судовой ход, будет основная русловая часть моста — 2,2 километра. Как она будут выглядеть, пока неизвестно. Разработка проекта будет идти и в этом, и в следующем году, затем он будет проходить госэкспертизу, поэтому визуализации мостового перехода пока нет. Затем будет еще одна грунтовая насыпь протяженностью 2,55 километра, низководный мост и подход к берегу.