Мэрия Саратова (глава — Лада Мокроусова) опубликовала акт государственной историко-культурной экспертизы, который касается судьбы искусственно созданного «памятника» — асфальта вокруг Сенного рынка. Напомним, ранее предприниматели переживали, что сотни человек, которые осуществляют тут торговлю, останутся без работы. В свою очередь и региональные, и городские чиновники заявляли, что людям не стоит волноваться. Но, как оказалось, обещания властей расходятся с их действиями (вот так неожиданность).
Так, в сентябре 2023 года мэрия официально заказала разработку проекта требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия (ОКН) местного (муниципального) значения — достопримечательное место «Торговая площадь Сенная», середина XIX века; 1950–1970 годы. Работы были выполнены, эксперты (совершенно логично) указали, что на торговой площади может вестись торговля. Но…
Городские власти неожиданно отказались принимать такой проект. Теперь стало очевидно, что чиновников не устроила та самая торговля, которая десятилетиями ведётся возле Сенного рынка в специализированных павильонах. При том, что предприниматели и градозащитники неоднократно обращали внимание властей на возможность обустройства здесь современных торговых рядов, с сохранением и возвращением исторического облика.
Выяснилось, что в минувшую пятницу, 19 апреля, сотрудники администрации Саратова выложили на официальном сайте мэрии акт для общественных обсуждений. Речь в документе идёт о том же осуществлении деятельности и градостроительных регламентах на «Торговай площади Сенная». Только документ этот подготовлен не по заказу чиновников, как было с тем, что власти отвергли, а по заказу ИП Тупалова Екатерина Юрьевна.
Судя по всему, речь идёт о той самой Тупаловой, на основании отрицательных заключений которой власти уничтожили известный дом с башенкой на улице Чернышевского в Саратове. Видимо, услуги этого эксперта очень востребованы городскими чиновниками. Теперь она, на каком-то основании, сделала проект по определению требований к использованию пространства вокруг Сенного рынка, а затем заказала его экспертизу.
Так, в акте государственной историко-культурной экспертизы, который по заказу Екатерины Тупаловой проводили Галина Павлова, Елена Горожанкина и Владислав Жомин, прописано, что функциональное назначение достопримечательного места: торговля и социально-бытовое обслуживание. Но не всё так просто. Далее это понятие расшифровывается так, что торговля тут разрешена, но… без торговых павильонов!
«Функциональное назначение площади (торговое и социально-бытовое обслуживание), в соответствии с принципом упорядочивания торговли на 1970 год, обеспечивается торговым назначением ценных материальных элементов (зданий 1950–1970 гг. постройки), распложенных на территории площади.
Ценная объемно-пространственная структура достопримечательного места окончательно была сформирована в начале 1970-х гг. и представлена застройкой 1950–1970 гг.: зданием гостиницы «Нива», зданием Дома одежды, зданием Универмага «Кировский» («Меркурий»), зданием Центрального колхозного рынка (Сенного рынка). Иных ценных элементов историко-градостроительной среды площади не выявлено.
В 1970-е годы на территориях, не являющихся открытыми пространствами площади, застройка в северо-восточной части площади в соответствии упорядочивающим принципам пространственной организации историко-градостроительной среды в 1950–1970 гг. не сформирована», — говорится в акте.
И делается вывод, что придуманному властями «достопримечательному месту» очень мешают «размещенные после 1970 года капитальные и некапитальные здания, строения и сооружения». В том числе — нестационарные некапитальные сооружения и информационные конструкции. И даже… ограждения.
Ситуацию нашему изданию прокомментировал директор ООО «Центральный рынок» Дмитрий Субботин.
«По их мнению тут должен быть пустырь. Более того, по их мнению, мы даже при ремонте здания рынка должны использовать тот материал и те технологии, которые были в 60-е, 70-е годы. Хотя Сенной рынок никогда не был и сейчас не является памятником архитектуры.
То есть, ни прокладки кабеля, ни размещения рекламных конструкций, по мнению этих людей, тут допускать нельзя. Получается, что кроме зданий Дома одежды, рынка, гостиницы и универмага «Меркурия», по их мнению, тут не должно быть ничего. В этом документе не просто какие-то предположения, а чётко всё прописано, как собираются зачистить всю площадь от торговли.
По этому документу предприниматели, точки которых размещаются на улице, лишаются своей единственной работы. Это не их хобби, это их единственный заработок. Сейчас становится очевидно, что работы хотят лишить огромное количество предпринимателей. Речь идёт более чем о 500 работниках, у которых есть кредиты, ипотеки, семьи. То есть, в общей сложности с семьями работников эта зачистка затрагивает около 1,5 тысячи человек!
Обещания властей о том, что люди не пострадают, на деле оказались враньём. Видимо, это была какая-то стратегия или тактика чиновников. Не знаю, не могу за них говорить. Но то, что на словах они говорили одно, а на деле теперь мы видим совершенно другое — это очевидно и теперь документально подтверждено», — отметил собеседник издания.
Интересно, что судьбоносный документ городские чиновники выложили на сайте мэрии 19 апреля ближе к ночи (около 21 часа). Однако этот день (точнее его три оставшихся часа перед полуночью) представители власти включили в срок общественного обсуждения. Так, в описании на портале мэрии говорится следующее: «Предложения принимаются с 19 апреля 2024 года по 16 мая 2024 года».
Мы продолжим следить за развитием событий.