Вчера, 21 мая, в Саратове состоялась встреча, на которой обсуждалась судьба здания одного из архитектурных символов города — консерватории. Широкой общественности и большинству СМИ было о ней неизвестно, но председателю общественного движения «Жить здесь!» Александру Ермишину всё же удалось на неё попасть.
Вчера были объявлены торги на сумму 32 миллиона рублей по реконструкции подвала здания консерватории. Между тем ремонт по итогам обследования включает в себя более масштабные работы по сохранению памятника федерального значения. В частности, речь шла о замене кровли, витражей, оконных и дверных проемов, ремонта фасада здания с расчисткой от наслоений от краски и штукатурки и многом другом.
Ермишин признался, что очень переживает, что консерваторию может постигнуть судьба других памятников, к примеру, оперного театра, который сейчас лежит в руинах. Общественник также рассказал, что некоторые из озвученных вопросов вызвали у него серьезные сомнения. В частности, по словам Ермишина, ректор консерватории Александр Занорин, рассказывая о нынешнем состоянии объекта, упомянул трещины в фундаменте и несущих стенах, «стену, по сути, висящую в воздухе», «рассыпающихся в труху» балках перекрытия и оконных переплетах.
Ермишина такие откровения очень удивили, потому что в акте государственной историко-культурной экспертизы состояние всех конструктивных и архитектурных элементов оценивается либо как «ограниченно-работоспособное», либо как «удовлетворительное». Нигде нет ни слова об аварийности и неудовлетворительном состоянии конструкций консерватории.
«Причины такой разницы в оценках так и не выяснились, но, если опираться на данные экспертизы, то необходимости в спешке и безотлагательности проведения работ нет. То есть, вполне возможно отложить наиболее «опасные» для сохранности здания работы по замене кровли с разбором и заменой всей стропильной системы, мауэрлата и части балок перекрытия на период, когда на примере театра оперы и балета городская и региональная власть продемонстрирует свою состоятельность в обеспечении такого вида работ в разумные сроки. Риск оставить консерваторию без кровли на неопределенное время, поставив под удар предметы охраны и сохранность самого здания, в существующих реалиях закона о госзакупках 44-ФЗ, на мой взгляд, слишком велик.
Второй вопрос более частный, но конкретный и непосредственно связан с первым. Несмотря на то, что в акте ГИКЭ текущее состояние дверных и оконных проемов здания консерватории и их заполнение определено как «удовлетворительное», проектировщик предусматривает замену ВСЕХ «исторических дверных блоков на аналогичные». Такое вольное обращение с подлинными деталями интерьера объекта культурного наследия плохо укладывается в мое представление о процессе реставрации и сохранения ОКН, ведь максимальная подлинность это, пожалуй, самая важная характеристика памятника, как такового», — написал Ермишин впечатления по итогам обсуждения в своем Telegram-канале.
Он отметил, что опасается за сохранность входной двери и внутренних дверей, которые вполне пригодны для реставрации и планы по их замене на «аналогичные» выглядят очень подозрительно.