В Саратове продолжается обсуждение проекта реконструкции здания консерватории, который на этой неделе был презентован узкому кругу общественников и избранным СМИ. Ранее свои опасения по поводу проекта высказывал глава общественного движения «Жить здесь!» Александра Ермишин. Теперь мнением поделился архитектор Сергей Лазарев.
О масштабном ремонте здания Саратовской консерватории заговорили ещё в прошлом году. В апреле 2024 года был опубликован акт государственной историко-культурной экспертизы, который давал представление о масштабах работ, в частности, речь шла в замене кровли (будет разобрана обрешетка по всей крыше и опорные части стропильной системы) и масштабном ремонте главного фасада.
Лазарев отметил, что в ходе обсуждения было заявлено, что после утверждения проектной документации в неё можно будет вносить изменения по результатам замечаний общественности. Но опытный архитектор отметил, что «это так не работает». «Средства выделяются на определённый период, как правило очень небольшой, и заказчик волей не волей становится заложником ситуации. Он должен в этот период их потратить, иначе они будут возвращены в бюджет с соответствующими оргвыводами. Поэтому отвлекаться на обсуждения, переделки, делать работы в желаемой последовательности — большой риск сорвать сроки», — заявил Лазарев в своем Telegram-канале.
Одним из самых тревожных изменений он назвал показанное цветовое решение для фасада. По мнению архитектора, оно противоречит как сложившемуся и привычному для современных саратовцев, так и результатам обследования, выполненного самими авторами проекта. Цветовое решение, полученное по результатам зондажей слоёв отделки фасада кардинально отличается от нынешнего «лубочного варианта».
Обратил внимание Лазарев и на другие детали:
— у самой высокой башни, находящейся у примыкания к новому корпусу консерватории не показаны консольные балки, поддерживающие свес кровли. Они различимы на фото всех периодов, имеются в настоящее время и являются предметом охраны;
— имитация открытого природного камня стены (является предметом охраны) в проекте изменила свою конфигурацию. Существующий рисунок — это не новодел, возникший во время какого ни будь из ремонтов позднейших периодов. Исторические фото показывают, что рисунок существовал изначально;
— на чертеже нет множества мелких деталей, сохранившихся до настоящего времени;
— расстекловка окон первого этажа сохраняется во всю ширину проёмов, однако крайнее правое окно по проспекту Столыпина имеет более мелкую расстекловку и поскольку она вписана в предмет охраны здания, её надо сохранить.
«Согласен с мнением целого ряда выступающих, что предполагаемый масштаб работ превышает необходимость, если исходить из результатов обследования. В конце концов „трещины с раскрытием до 5 мм в месте сопряжения объёма по проспекту Столыпина с объёмом большого концертного зала“ — попросту выполняют роль деформационного шва, который в те давние времена не заложили. — отметил Лазарев и резюмировал. — Ну и как многие — я боюсь очередного долгостроя, в то время, когда не закончены предыдущие. Это плохо сказалось бы на имидже Саратова».
Между тем в комитете культурного наследия области поспешили заверить, что пока просто идет обсуждение и о проведении самих работ речь не идёт, так как проект пока не согласован.