В Саратове, который является вторым по площади в России, около половины всех дорог имеют грунтовое покрытие. Причем за прошедшие пять лет муниципальные власти ничуть не продвинулись в их асфальтировке.
В 2019 году наше издание писало о проблеме сотен улиц Саратова, которые находятся в чудовищном непроезжем состоянии, в материале «Грязная пятёрка». Мы показали одни из самых грязных и «убитых» грунтовок, по которым практически невозможно проехать (а порой и пройти).
На тот момент в реестре значились 882 улицы с грунтовым покрытием. Их протяженность составляла 295,6 километра, причем очень многие на тот момент даже не были поставлены на баланс. То есть фактически существовали, но город даже не мог тратить деньги на их содержание, так как дороги по факту были, а по документам — никак не оформлены. Финансирование на их асфальтировку в бюджете было равно нулю.
В ноябре 2020 года спикер Госдумы Вячеслав Володин устроил жесткий разнос экс-главе Саратова Михаилу Исаеву и экс-главе администрации Ленинского района Ладе Мокроусовой.
«У нас огромное количество дорог в Саратове никому не принадлежат. Дома стоят, а дороги на баланс не приняты. Что это такое? До конца года проведите ревизию всех земляных дорог, которые не находятся на балансе. Примите их до конца года, а на будущий год начните работы по проектированию этих дорог за январь, февраль, март. А когда погода позволит, их надо будет ремонтировать», — потребовал он в далеком 2020 году.
Весной 2021 года на проблему вновь обратил внимание председатель Государственной думы Вячеслав Володин. Тогда шел активный процесс передачи части региональных дорог на федеральный уровень, а магистральных городских дорог — на областной. Это позволило высвободить средства и направить их на те объекты, которые десятками лет обделены вниманием властей. В марте федеральный политик призвал городские власти направить именно на грунтовки средства транспортного налога и деньги, которые ранее были предусмотрены на содержание дорог.
В апреле 2021 года Володин ещё раз призвал обратить внимание на дороги в самом тяжелом состоянии.
«У нас в городе Саратове только из взятых на баланс дорог 30% грунтовых, а если учесть, что есть те, которые не находятся на балансе, 50 на 50. Поэтому обращаюсь к вам с просьбой: посмотрите на эту проблему вместе с мэрией города Саратова. У нас сейчас с вами есть 700 миллионов, которые в город приходят для того, чтобы отремонтировать, провести реконструкцию, построить новые дороги, находящиеся в тяжелом состоянии. Мэрия и Михаил Александрович Исаев (в то время занимал пост главы Саратова — прим. ред.) знают об этом и должны отобрать те дороги, которые действительно требуют ремонта», — отметил председатель Госдумы.
Мы решили поинтересоваться в администрации Саратова (глава — Лада Мокроусова), как властям за три года удалось продвинуться в решении вопроса с асфальтированием грунтовок. Как оказалось, единственное, что сделала мэрия — это взяла абсолютно все улицы, в том числе грунтовые, на баланс. Теперь они являются имуществом муниципальной казны.
Из ответа замглавы администрации — председателя комитета по ЖКХ Максима Сиденко следует, что из 1 883,9 километра всех дорог Саратова (с учетом Гагаринского района) 695,6 километра имеют грунтовое покрытие, то есть порядка 37%. Асфальт уложен на 1 002,2 километра улиц. После взятия на баланс ситуация только усугубилась. Причем большинство грунтовок (по протяженности) находятся не в Гагаринском, а в Ленинском районе (195,4 и 207,4 километра соответственно).
Если считать в абсолютных цифрах, то статистика ещё хуже. Их 3 357 дорог Саратова 1 701 имеет грунтовое покрытие. Это чуть больше половины (50,6%). Из них 525 улиц с земляным покрытием находятся в Заводском районе, 444 — в Ленинском, 246 — в Гагаринском, 211 — в Кировском. Меньше всего грунтовок в Волжском районе (141), Октябрьском (108) и Фрунзенском (26) районе.
А теперь самое интересное. Мы спросили, сколько грунтовок было обеспечено асфальтовым покрытием с 2020 по 2024 годы и какие планы в этом направлении есть на 2024–2026 годы. В ответ мэрия прислала списки дорог, которые были построены и реконструированы. Но все эти дороги — это новое строительство и были построены, как правило, в новых микрорайонах. То есть там, где при строительстве жилья и так должны быть построены.
Это улицы в «Городских просторах», Солнечном-2, в микрорайонах САЗ и «Авиатор». В ближайшие три года власти планируют построить улицы Левина, Сдобнова, дороги на Большой Азовской и Прудной, дорогу через гаражи от улицы Аэропорт до 2-го Магнитного проезда, а также дороги на улицах Бодакова, Тараскина и Малая Розовая (списки публикуем ниже).
Из этого напрашивается вывод, что городские власти на протяжении трех лет строили дороги только в новых микрорайонах. Ни одной грунтовой дороги в Октябрьском и Пугачевском поселках или других микрорайонах с частным секторам, которые никогда не видели асфальта, отремонтировано не было. Хотя Вячеслав Володин призвал обратить внимание именно на самые «тяжелые» дороги. В ближайшие годы денег на капремонт старых грунтовок в бюджете Саратова нет.