Сегодня, 5 июня, в Саратовской областной думе отчитался о своей деятельности и. о. заместителя начальника саратовского территориального отдела Ространснадзора по ПФО Яков Кучеренко. Он выступил с докладом о работе в 2023 году и в январе–апреле 2024 года.
Перед выступление председатель облдумы Михаил Исаев («Единая Россия») пристыдил руководителя отдела Ространснадзора за то, что он пришел на заседание парламента без галстука. В дальнейшем он попросил Кучеренко следовать деловому стилю в одежде.
Межрегиональное территориальное управление Ространснадзора по ПФО контролирует отделы госавтодорнадзора, госморречнадзора и отдел надзора за обеспечением транспортной безопасности. То есть следит за деятельностью всех видов автодорожного транспорта, водного транспорта, а также состоянием дорог.
«По состоянию на 1 мая 2024 года деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами на территории Саратовской области на основании лицензии осуществляют 1009 хозяйствующих субъектов, из них 433 субъекта осуществляют коммерческие перевозки пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки), остальные 567 субъектов осуществляют перевозки иных лиц автобусами (школьные перевозки, перевозки сотрудников) для собственных нужд. В реестр лицензий на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами внесено 4167 транспортных средств, из них 2718 транспортных средств, осуществляющих коммерческие пассажирские перевозки», — рассказал депутата Кучеренко.
Так как действует мораторий на проверки, в 2023 году управление в основном занимается профилактическими мероприятиями. Проверки проводятся только в случае угрозы для жизни. По фактам нарушений, выявляемых в ходе мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, инспекторами Ространснадзора по Саратовской области выдано 710 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства. В этом году же выдано 219 предостережений.
Общая сумма наложенных в прошлом году штрафов составила 172 млн рублей, из них взыскано 83 млн рублей. Количество выездных проверок снизилось на 97%, в 2022 году было проведено 68 проверок, в 2023 году — всего две внеплановые проверки по факту ДТП, в этом году проверок не было.
В прошлом году по итогам проверок состояния федеральных дорог выявлено 1274 нарушений. В этом году проведено 40 рейдов, в ходе которых выявлено 263 нарушения, вынесено 35 постановлений. Кроме того, саратовский отдел Ространснадзора следит за грузовым автотранспортом. В прошлом году по итогам проверок дальнобойщиков было вынесено штрафов на 59 млн рублей, в этом году — уже 20 млн рублей. Также владельцев грузовиков штрафуют за невнесение платы в систему «Платон».
Кучеренко рассказал, что одной из проблем является контроль за въездом большегрузов в Саратов. Количество нарушений, по словам представителя Ространснадзора, только растет. Он отметил, что необходимо организовать парковочные площадки для досмотра большегрузов. Сейчас таких площадок нет, поэтому есть проблема с проверкой.
Депутат Владимир Есипов (КПРФ) спросил, что представители Ространснадзора делают для улучшения работы и качества подвижного состава в Саратове. Кучеренко ответил, что проверки проводятся регулярно, он бы хотел, чтобы нарушения закончились как можно скорее.
«Как перевозчики с таким автопарком выигрывают конкурсы?» — спросил Артем Чеботарев («Справедливая Россия — За правду»). Он отметил, что конкурсы проводит муниципалитет, но в последние несколько лет качество подвижного состава медленно, но улучшается.
Александра Бурмак («Единая Россия») назвал доклад Кучеренко скучным и перегруженным цифрами. Депутат спросил, каким образом ведомство ведет борьбу с нелегальными перевозчиками, которые не несут затрат на предрейсовый осмотр водителей, страхование пассажиров, но извлекают прибыль, подвергая опасности пассажиров.
«Этот вопрос поставлен был нами на контроль ещё два года назад. Этот вопрос был нами решен. На территории области действовал один перевозчик, который осуществлял нелегальные перевозчики под видом заказных», — ответил Кучеренко. Сейчас такой проблемы, по его словам, нет.