Угроза сноса уникального дома с росписями в Саратове: совет при комитете культурного наследия не спешит спасать здание, градозащитники пытаются достучаться до чиновников

4 сентября 2024, 13:46
Фото потолка в здании / страница Владимира Лешукова в соцсети «ВКонтакте»

Научно-методический совет при комитете культурного наследия Саратовской области (комитет возглавляет министр Владимир Мухин) не спешит спасать от сноса старинное здание в Саратове. Речь идёт о доме по адресу: Большая Горная, 85. Ранее в нём были обнаружены уникальные росписи, однако мэрия приняла решение снести здание и уже подписан соответствующий контракт с подрядчиком.

Постройку пытаются спасти общественные деятели. Ранее об этом высказывались бывший и нынешний председатели градозащитного общественного совета при Саратовской областной думе — Алексей Голицын и Владимир Лешуков. Последний был настроен оптимистически. Он сообщил, что направил официальный запрос в комитет культурного наследия о признании дома выявленным объектом культурного наследия (ОКН) и прогнозировал отмену сноса здания.

Однако, судя по всему, что-то пошло не так. В ведомстве, возглавляемом Владимиром Мухиным, похоже, не разделяют стремление градозащитников к сохранению старинных построек в Саратове. Свежий пост на эту тему опубликовал сегодня Владимир Лешуков в соцсети «ВКонтакте». Приводим его целиком:

«Банальная история: здание признали аварийным, расселили и приговорили к сносу по причине отсутствия у него охранного статуса. Что там внутри — никого не интересовало. Мы поднимали тему на последнем заседании градозащитного совета в облдуме, однако после заседания администрация Волжского района всё равно объявила аукцион по поиску подрядчика для сноса объекта.

Подрядчик определен, контракт подписан. Что дальше? На мой взгляд, речь должна идти о расторжении контракта в связи с невозможностью его исполнения. А невозможность исполнения обуславливается тем, что мы подали официальное заявление о выявлении здания в качестве ОКН в комитет культурного наследия области, о чём не менее официальным письмом была уведомлена глава Саратова Л. М. Мокроусова. С главой Волжского района Е. А. Киселевым также лично неоднократно обсуждал данную тему — он в курсе всей ситуации.

Какие события происходили дальше? Научно-методический совет собирался, но его члены не приняли никакого определенного решения, сделав вывод, что им надо лично осмотреть объект совместно со специалистом из Радищевского музея. И они осмотрели, и мнения оказались разными.

Знаю о высказанной точке зрения, гласящей, будто росписи на потолке не дореволюционные, а советские и чуть ли не второй половины 20-го века. Мне, облазившему дом на Большой Горной, 85 вдоль и поперек, такое утверждение кажется весьма странным. Учитывая использованные материалы, саму живописную технику и созданные образы явно не советской эпохи.

Ждем повторное заседание научно-методического совета, где примут окончательное решение по дому, в котором помимо шикарных росписей есть деревянные двери, лепнина, угловая печь и крайне редко встречающееся в частных домовладениях световое окно. Ну, а пока научно-методический совет в процессе подготовки, поделюсь с вами двумя заключениями, полученными градозащитным советом от весьма уважаемых экспертов федерального уровня.

«Здание в Саратове по адресу Большая Горная, 85 обладает очевидной историко-архитектурной ценностью. Сохранились исторические фасады с развитым кирпичным декором, подлинные филенчатые столярные заполнения входных и межкомнатных дверных проемов, оконная столярка и так далее. Сохранность фасадов позволяет провести их комплексное восстановление, что обогатит исторический облик и культурное наследие саратовского исторического центра.

Разрушение же дошедших до нашего времени, несмотря на отдельные утраты, парадных интерьеров здания с уникальными росписями плафона, лепниной и угловой печью, станет невосполнимой потерей для исторической архитектуры города Саратова.

Здание нуждается в детальном натурном обследовании для выявления иных ценных элементов интерьеров, которые могут быть скрыты под позднейшей отделкой. Любые решения по судьбе здания должны быть приняты после выявления материалов по его историко-культурной и архитектурной ценности на основе обследования специалистами», — Борис Евгеньевич Пастернак, архитектор-реставратор высшей категории, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры России, член президиума Союза реставраторов России, аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы.

Это — раз. А вот — второе:

Петр Сергеевич Шутов, архитектор-реставратор (город Москва), руководитель научной реставрации Национального музея Республики Северная Осетия: «Это точно росписи начала ХХ века, никак не советские. При этом роспись очень редкая, как будто черепа с рыцарскими шлемами иллюстратор рисовал (а в уголках как раз классическая роспись с виноградом). Можно заметить, что она потемнела от олифы, которую нанесли поверх рисунка, а следы от кисти должны были имитировать деревянную фактуру. Учитывая такие уникальные, но не то чтобы очень сложные в исполнении росписи, уверен, есть еще закрашенные как на потолках, так и на стенах.

Световой фонарь на доме на Большой Горной, 85 удивительный, вот бы посмотреть сверху и изнутри.

Фасад в нормальном состоянии, его запущенный вид — не следствие строительных ошибок, а — бесхозяйственности. Надо отмыть водой под давлением, восполнить выпавшие кирпичи в местах переувлажнения из-за утраты фрагментов кровли и системы водостока (крепления труб сохранились). Очень жаль кованный козырек, от него остались только следы примыкания креплений. Над кровлей, вероятно, находилось больше тумб, между которых располагалось кованое ограждение.

Здание на Большой Горной, 85 представляет собой пример рядовой застройки города начала 20 века в отличной комплектности, с проектными решениями, встречающимися уже крайне редко. Нет оснований не считать этот дом памятником архитектуры, поскольку обладая столькими подлинными деталями ушедшей строительной культуры, он выражает собой образ жилища прошедшей эпохи без реконструкций и авторских фантазий современников. То есть это не памятное место из-за известного жителя, который некогда там обитал, а настоящий физический носитель истории, сохранившийся сквозь век перемен».

Оба экспертных заключения направлены в областной комитет культурного наследия», — подчеркнул Владимир Лешуков.