По данным председателя градозащитного общественного совета при Саратовской областной думе Владимира Лешукова, на этой неделе должно состояться очередное заседание научно-методического совета при комитете культурного наследия региона (комитет возглавляет министр Владимир Мухин). В ходе этого мероприятия «окончательно будет решаться вопрос о том, присваивать или не присваивать статус выявленного объекта культурного наследия (ОКН) дому с уникальными росписями на Большой Горной, 85».
Напомним, общественники пытаются сохранить здание на Большой Горной в Саратове, которое городские власти расселили и решили снести. Ранее совет при комитете Мухина, на поддержку которого надеялись градозащитники, не стал заступаться за дом с росписями, решив провести дополнительные изыскания. Между тем, Лешуков продолжает публиковать на своей странице в соцсети «ВКонтакте» мнения федеральных экспертов об этом здании.
Очередные два экспертных мнения, как и все предыдущие, по словам Владимира Лешукова, были направлены градозащитным советом в комитет культурного наследия. Ниже приводим их целиком.
Андрей Иванович Роденков, научный консультант Музея архитектурно-художественной керамики «Керамарх» (Санкт-Петербург), научный редактор журнала «Архитектурная керамика мира»: «Ознакомившись с интерьерами большого количества домов конца 19-го и начала 20-го веков в различных городах России, могу с уверенностью утверждать, что росписи дома на Большой Горной, 85 в Саратове уникальны, представляют редчайший случай сохранившихся такого рода предметов украшения интерьеров.
Даже в Санкт-Петербурге нигде не встречал подобного рода сюжеты — с еловыми шишками и грибами, в стиле национального романтизма, характерного как раз для периода конца 19-го и начала 20-го веков. Большой интерес представляет также каминная печь, декор которой скрывается в настоящее время под слоями краски. Каминные печи этого типа были распространены в начале 20 века, но в настоящее время сохранились лишь считанные единицы подобных отопительных приборов.
Заслуживают внимания и входные двери, украшенные многочисленными филенками с декором, которые вполне могут быть реставрированы. В различных регионах России знаю многочисленные случаи бережного отношения городских властей к домам с аналогичными дверями, их бережно, как и весь дом, реставрируют.
Все вышесказанное должно быть, считаю, весомым аргументом в пользу признания исторической и художественной ценности дома на Большой Горной, 85 в Саратове — который, несомненно, заслуживает того, чтобы получить статус объекта культурного наследия».
Александра Алексеевна Болгарова, дипломированный практикующий реставратор декоративно-художественных элементов, лепных изделий и изразцового обрамления печей, куратор волонтерских реставрационных движений (Санкт-Петербург): «Росписи в доме на Большой Горной, 85 в Саратове, очевидно, начала 20 века, выполнены по подготовленному основанию (то есть, не фресковые). Сохранность для восприятия рисунка достаточная, если не сказать больше.
По методике укрепления особых проблем, думаю, не возникнет, отрыв красочного слоя в основном в местах механического повреждения, трещин и там, где сверху были вмешательства. В остальном «прилично» — все более чем читаемо, сами краски сохранились, видимо, за счет поверхностного нанесения на готовую роспись олифы или чего-нибудь типа лака.
По характеру рисунка вообще интересно, достаточно необычно, если не сказать редко, и уж точно, эксклюзивно.
Как практикующий лепщик отмечу и визуально относительно хорошее состояние штукатурных тяг.
По методике реставрации/консервации/сохранения, полагаю, больших проблем тоже не возникнет, слой, конечно, где-то шелушится, в объеме не в таком большом количестве. Так что укрепить, подрасчистить и, возможно, даже просто затонировать места утрат, не восполняя роспись. На восприятие не повлияет, так как процент утрат не такой большой. Вообще смотрится целостно, но при этом рассматривать каждую деталь интересно.
Как практикующий реставратор, работающий с декоративно-художественными элементами, считаю, что дом на Большой Горной, 85 в Саратове обладает всеми признаками объекта культурного наследия».