В ходе реконструкции здания вокзала на станции Саратов-1 исторические фрески сохранять не будут. Их демонтируют и заменят новоделами. Об этом сегодня, 28 ноября, в ходе выступления в Саратовской областной думе рассказал начальник ПривЖД Сергей Альмеев.
Напомним, о том, что исторические фрески уничтожают, стало известно в конце октября. По информации краеведа и блогера Дениса Жабкина, росписи были выполнены в 1981 году художником Юрием Вальковым. Во время ремонта в 90-е годы рисунки закрыли.
Во время выступления в думе Альмеев напомнил, что вокзал был построен в 1871 году, но в 1900 году его перестроили по проекту архитектора Петра Зыбина, были добавлены боковые пристройки, появились шатровые кровли. В 1973–1977 годы вокзал был капитально реконструирован, в итоге исторический фасад был уничтожен и стал модернистским — из бетона и стекла.
Альмеев пообещал сохранить первоначальную стилистику здания 150-летней давности. Нынешнее здание вокзала будет снесено, новое будет двух-трехэтажным. Внутри появятся 10 эскалаторов. Главный фасад здания будет историческим и двухэтажным. К платформам будет выходить уже здание высотой в три этажа. Фасад, выходящий к поездам, будет с современным витражным остеклением. После достройки тоннель станет транзитным и вместе с пешеходным мостом будет передан мэрии Саратова.
Депутат Кирилл Лаврентьев («Единая Россия») спросил, будут ли во время реконструкции вокзала демонтированы мозаичные панно советского периода.
«Давайте начнем с того, что мы не можем подтвердить их историческую ценность. У нас нет на это права. Мы их нашли случайно, когда вскрыли фасады. С нами связалась дочь художника Валькова, которая предложила сохранить росписи на стенах. На старых применена такая технология, которая не позволяет их просто так снять и оставить в таком виде, в котором есть, нужны проект и реставрация», — ответил Альмеев.
В настоящее время, по словам главы ПривЖД, росписи демонтируют специалисты и волонтеры. Они будут размещены и выставлены в институтах с архитектурными кафедрами. «А на вокзале мы сделаем уже новодел, но внешне росписи будут такие, как сейчас. Это будет не реставрация», — пояснил Альмеев, добавив, что важнее сейчас соблюсти сроки реконструкции.
Депутат Александр Анидалов (КПРФ) заявил, что не услышал в докладе окончательного срока реконструкции вокзала. Альмеев признался: «Это 2026-й год, может быть все же 2027-й». Он объяснил, что ранее не планировалось строить дополнительный вход со стороны завокзальной части Саратова. Но после пересмотра проекта было решено построить вход и для этой части города, чтобы людям не пришлось ехать в объезд. Из-за изменений изначальный проект стоимостью в 2,7 млрд рублей уже подорожал в полтора раза.