В Саратове в ближайшее время могут уничтожить историческую стену железнодорожного вокзала, возведённую ещё во времена императора Александра II. О том, что такая ценность имеется в арсенале саратовского вокзала, ещё в октябре 2024 года сообщил краевед и блогер Денис Жабкин.
«Осталась и часть вокзала, построенная в 1870-х по типовому проекту, разработанному для РУЖД при открытии железнодорожного движения. Как хорошо было бы сохранить часть этих стен», — отметил Денис Жабкин в публикации в своём ЖЖ и приложил фото стен изнутри здания.
Сейчас, когда полным ходом идёт снос здания железнодорожного вокзала в рамках его реконструкции, историческая стена стала видна снаружи. На неё обратил внимание историк архитектуры Александр Ванин. Пост с фото он выложил в своём сообществе «Жёлтая линия | Экскурсии и маршрут по Саратову» в соцсети «ВКонтакте».
«В ходе сноса железнодорожного вокзала открываются ныне любопытнейшие вещи — фрагмент бокового фасада исторического здания вокзала 1871 года, еще до реконструкции по проекту Петра Митрофановича Зыбина в 1899–1900 гг. Собственно, он и находился под крышей одной из зыбинских пристроек. Более того, на нем сохранилась краска еще последней трети XIX в. — ведь кто же его мог красить после той реконструкции, если он оказался под крышей, на чердаке пристройки?!
Пройдитесь по пешеходному мосту рядом с вокзалом и полюбуйтесь на это небольшое чудо, портал в XIX век, напоследок!», — отметил Александр Ванин, судя по всему, не надеясь на то, что эта стена будет сохранена.
Хотя здание вокзала не является памятником архитектуры, открывшаяся в ходе его реконструкции стена вполне могла бы стать вновь выявленным историческим элементом. Судя по отзывам краеведов и экспертов, объект обладает всеми признаками объекта культурного наследия.
Чтобы следить за такими объектами и сохранять их на территории региона существует комитет культурного наследия, который возглавляет министр Владимир Мухин. Именно он должен был инициировать экспертизу обнаруженной стены, выдав предписание на приостановку работ по сносу постройки. Сомнительно, чтобы эксперты не нашли исторической ценности в сооружении 1871 года. Но исследование, судя по всему, не проводили вовсе.
Между тем, подрядчик, проводящий снос здания, должен был уведомить комитет о том, что в ходе реконструкции обнаружен фрагмент стены исторического здания вокзала. Таким образом, Владимир Мухин не мог быть не в курсе происходящего. И тем более не может находиться в неведении сейчас, после того, как на протяжении двух месяцев жители города восхищаются сохранившимися свидетелями давно ушедшей эпохи.
Делал ли что-то комитет и его руководитель Мухин для сохранения истории на территории вокзала? Планирует ли предпринимать какие-то действия сейчас, после огласки в СМИ? Постараемся узнать об этом в ближайшее время.
Обновлено в 17:10
«Комитетом культурного наследия, в связи с информацией в СМИ, направлено обращение к собственнику здания для обеспечения доступа и возможности осмотра строения», — отметили в ведомстве.
Мы продолжим следить за развитием событий.