Судно-призрак с реальной угрозой: в Саратове суд рассматривает дело о таинственном земснаряде с дизтопливом, затопленном в Волге

17 апреля 2025, 09:15
© нейросеть «Шедеврум» / ИА «Версия-Саратов»

Арбитражный суд Саратовской области рассматривает дело, касающееся причинения крупного вреда экологии. Речь идёт о затопленном в 2023 году в Волге земснаряде, давно снятом с учёта. Это судно-призрак перевозило вполне реальные бочки с дизтопливом. В результате чрезвычайной ситуации отходы нефтепродуктов оказались в воде. Теперь Росприроднадзор установил, кто и сколько десятков миллионов должен заплатить за случившееся.

Напомним, чрезвычайная ситуация в акватории Саратовского водохранилище произошла 2 июня 2023 года. Тогда затонул принадлежащий ООО «СТГМ» земснаряд «Ахтарец», который буксировали из Саратова. Известно, что это произошло в районе правого берега Волги, между СНТ «Энергетик» Вольского района и селом Алексеевка Хвалынского района. На борту судна находились бочки с дизельным топливом.

В тот же день межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, совместно со специалистами регионального филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений», выехали на место. Они осмотрели участок и взяли пробы воды на наличие загрязнения нефтепродуктами.

«Мы получили сообщение о незаконном затоплении земснаряда «Ахтарец» в бассейне реки Волги… На борту судна находилось дизельное топливо.

По информации компании «АСС НГТЭК», занимающейся ликвидацией разливов, сотрудники организации собрали из акватории Саратовского водохранилища 2 400 литров смеси нефтяных отходов.

Как выяснилось, компания «СТГМ» передала недопущенный к плаванию земснаряд 1986 года выпуска предприятию ООО «МБ Недры» Групп» под видом нового маломерного судна. Нарушение, по всей видимости, и привело к затоплению.

Сумма вреда, причинённого Саратовскому водохранилищу, превышает 61 млн рублей. Будем добиваться возмещения ущерба и полного устранения последствий инцидента», — сообщила в августе 2023 года глава Росприроднадзора Светлана Радионова.

Судя по всему, позже были проведены повторные расчёты. Спустя год — в сентябре 2024 года — межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям сообщило о вручении владельцу затонувшего судна претензии на 29 миллионов рублей.

Тогда представители ведомства отметили, что причинение ущерба водному объекту, по их мнению, возникло из-за того, что ООО «СТГМ» «выдало не допущенное к плаванию судно за новое».

«В действительности, земснаряд был выпущен еще в 1986 году. Размер вреда, причиненного водному объекту, составляет 29 043 180 рублей. Предприятие обязано не позднее 30 дней со дня получения претензии возместить причинённый ущерб», — говорилось в сообщении.

Поскольку в добровольном порядке представители «СТГМ» платить за произошедшее не стали, межрегиональное управление обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Саратовской области. Материалы находятся в производстве у судьи Романа Стожарова. Он признал дело подготовленным к разбирательству и приступил к его рассмотрению.

В качестве одного из третьих лиц по делу привлечён Олег Витальевич Шпетер — директор ООО «СТГМ». По данным налоговой инспекции, единственным учредителем фирмы, к которой возникли претензии у представителей Росприроднадзора, является Виталий Олегович Шпетер. Его вклад в уставный капитал ООО — более 8 миллионов рублей.

Основной вид деятельности компании Шпетеров — аренда и лизинг строительных машин и оборудования. Судя по выписке из ЕГРЮЛ, дополнительных видов деятельности у фирмы нет.

Пока уточнить у ответчика, по какой причине дело дошло до суда, не удалось. Дозвониться до руководства ООО по имеющимся в открытом доступе номерам не представилось возможным. По данным налоговой, юрлицо прописано в офисной двухэтажке барачного вида, расположенной посреди частного сектора в Саратове по адресу: улица Зелёная, 107.

 

Место прописки «СТГМ» / © Яндекс Карты

 

По данным ИА «Версия-Саратов», представители межрегионального управления Росприроднадзора провели расследование, которое установило, что дизтопливо предприниматели перевозили на судне-фантоме, давно снятом с учёта. Проверяющие исследовали видеоматериалы прохождения земснарядом шлюзов в Балаково, чертёж расположения затопленного судна с его размерами, съёмку водолазного обследования и пришли к выводу, что земснаряд не соответствовал тому типу судна, за которое выдавался («Ахтарец 2000/63»).

Как считают в ведомстве, на самом деле в Волге затонуло «судно 135 (проекта 299) с регистровым номером 204922». А оно было снято с квалификационного учёта за длительное не предъявление ещё в 2016 году. Его владельцем является «СТГМ».

В конце 2024 года стало известно о том, что по иску Саратовского транспортного прокурора Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода обязал «Администрацию Волжского бассейна внутренних водных путей» осуществить подъем затонувшего судна.

В надзорном ведомстве тогда сообщили, что в акватории Волги на территории Волгоградского водохранилища затонуло «судно особой конструкции», меры к поднятию которого в течение более года ни собственником, ни «Администрацией Волжского бассейна» не принимались.

Саратовским транспортным прокурором было предъявлено исковое заявление к ФБУ о возложении обязанности поднять затонувшее судно и удалить его из акватории Волги. Решением суда исковые требования прокурора были удовлетворены в полном объеме. Сообщалось, что исполнение решения находится на контроле прокуратуры.

О том, чем закончилась эта попытка поднять со дна Волги судно-призрак — пока ничего не известно.

Отметим, что фамилия Шпетер достаточно известна в определённых кругах. На страницах нашего издания она уже возникала в связи с возможным хищением более 100 миллионов рублей в рамках банкротства саратовской фирмы ООО «Клувер». Тогда речь шла об учредителе ООО «СТГМ» Виталии Шпетере.

Так, мы рассказывали, что арбитражным управляющим «Клувера» стала государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». В феврале 2022 года госкорпорация направила в полицию заявление в отношении бывших руководителей фирмы по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ, заподозрив их в хищении имущества организации.

В частности, как стало известно ИА «Версия-Саратов», речь может идти о нежилом здании площадью 500 квадратных метров, расположенном в Саратове по адресу: Лермонтова, 12. Приблизительная рыночная стоимость постройки составляла 30 миллионов рублей. Объект, незадолго до банкротства «Клувера», получил один из бывших учредителей — тот самый Виталий Шпетер — в обмен на свою долю в уставном капитале фирмы.

Подробнее об этом деле можно прочесть в нашей публикации под заголовком «Катер, деньги и уголовные дела».

Наше издание обязательно проследит за тем, чем в итоге закончится история с затонувшим в Волге судном-фантомом. Продолжение следует.