В ближайшее время Саратов может вновь засветиться на федеральном уровне из-за крупного скандала, связанного с работой правоохранительных органов. На сей раз речь идёт о сотрудниках полиции, которые организовали уголовное преследование бывшего высокопоставленного коллеги — заместителя начальника ГУВД по Саратовской области Николая Межуева.
По мнению адвокатов обвиняемого, многие факты указывают на то, что дело в отношении Межуева могло быть сфабриковано из-за его активной позиции в борьбе с нарушениями в правоохранительных органах. Сейчас стало известно о том, что один из членов следственной группы был уволен, а другого и вовсе задержали при получении взятки. Не говоря уже о том, какие доказательства и каким образом собирали эти сотрудники, пока ещё были при погонах.
Подозрительным расследованием и его результатом — затянувшимся на два года судебным процессом — уже заинтересовались федеральные журналисты. А внезапное решение судьи о том, чтобы взять под стражу инвалида второй группы, ветерана боевых действий Николая Межуева за то, что тот был госпитализирован и не мог прийти в процесс, уже отменил Саратовский областной суд. Так что у этой истории действительно имеются шансы прогреметь на всю страну.
Напомним, материалы уголовного дела находятся на рассмотрении у судьи Александра Ермолаева. Помимо Николая Межуева на скамье подсудимых оказались ещё два человека — Николай Дегтяренко и Наталия Панова. Их обвиняют в нескольких эпизодах мошенничества.
По версии следствия, которое по какой-то причине проводилось не силами СУ СК, что было бы логично, а силами собственного ГСУ ГУ МВД, обвиняемые якобы направляли мигрантов для оформления необходимых бумаг в специально созданную для этого руководством Главка некоммерческую организацию (на тот момент региональное управление возглавлял Сергей Аренин, позже назначенный сенатором от Саратовской области).
Ранее мы рассказывали о том, что 15 июля 2025 года Межуева внезапно решили отправить под стражу. Мера пресечения была изменена после того, как обвиняемого госпитализировали на «скорой» из зала суда. Его адвокат Олег Володичев тогда заявил нашему изданию о том, что считает избрание новой меры пресечения в отношении пенсионера, инвалида 2 группы, ветерана и участника боевых действий — шокирующим событием и подробно объяснил, почему он так думает.
«На фоне продолжающегося стационарного лечения, судья Ермолаев постановил: мера пресечения изменяется с запрета определенных действий на содержание в следственном изоляторе. Официальный мотив — „систематическая неявка без уважительных причин“. Но причины, наоборот, на наш взгляд были более чем уважительные», — отметил защитник Межуева.
Он также подчеркнул, что бывший полицейский руководитель — «не беглый мошенник, а человек, предпринявший попытку разоблачить коррупцию в управлении по вопросам миграции ГУ МВД по Саратовской области».
«Со слов Межуева именно после его доклада о фальсификациях в миграционной комиссии, началась его травля. Вместо награды за честность — уголовное преследование, а теперь — и СИЗО за лечение», — отметил адвокат Володичев в беседе с корреспондентом ИА «Версия-Саратов».
Наше издание заинтересовалось таким стремительным развитием событий в деле, возбуждённом ещё в 2022 году. Журналисты посетили заседания, в ходе которых адвокаты подробно озвучивали свою позицию. Оказалось, что послушать обличительные речи защитников обвиняемых прибыли представители не только саратовских, но и федеральных СМИ. Так, в зале присутствовала съёмочная группа телепрограммы «Вести. Дежурная часть».
Из того, что под запись диктофонов и видеокамеры федерального ТВ сообщили суду защитники обвиняемых, стало очевидно — ход расследования этого уголовного дела заслуживает пристального внимания со стороны общественности и компетентных органов. По мнению одного из адвокатов — Александра Лукьянова — участники процесса тут могли столкнуться с примером «карательной репрессивной системы».
Интересно, что до того, как журналисты заинтересовались этим процессом, самому Лукьянову не удалось в полной мере воспользоваться правом на защиту его доверителя — Николая Дегтяренко. Выступление адвоката было прервано требованием судьи «перейти к тезисам». В итоге объёмная речь в прениях была ограничена выделенными на неё 15 минутами.
Лишь после того, как местные и федеральные журналисты посетили заседания, судья Александр Ермолаев вспомнил о том, что адвокат Лукьянов не сумел реализовать своё право «по указанным ранее причинам» и дал ему слово. Подробно осветив все нестыковки и странности в расследовании, юрист в итоге сделал вывод, что уголовное дело могло быть инициировано в сентябре 2021 года. Тогда, по словам Александра Лукьянова, Межуев, исполняя свои служебные обязанности, «обнаружил вопиющие факты фальсификации документов внутри миграционной системы Саратовской области».
Следственные органы ещё не дали оценку действиям должностных лиц, которые были упомянуты адвокатом Лукьяновым и другими защитниками в ходе процесса. Поэтому фамилии деятелей, причастных, по мнению Межуева, к подозрительным махинациям в работе с иностранными гражданами, пока называть рано. Однако речь в суде шла об очень высокопоставленных сотрудниках, которыми якобы и было организовано преследование бывшего коллеги.
«Уважаемый суд! Вы видите перед собой не просто рядовое уголовное дело. Вы видите типичный пример карательной репрессивной системы. Это дело — не про право. Это дело — про месть», — отметил Александр Лукьянов в ходе своего выступления в прениях.
Его коллега — адвокат Игорь Фадеев — подробно остановился на многочисленных странностях в доказательной базе по уголовному делу. Так, он сообщил суду о многочисленных фактах «исчезновений» аудиофайлов с записями переговоров фигурантов дела. Ранее эти файлы были внесены в общий реестр, однако бесследно исчезли. По мнению адвоката, неизвестные сотрудники полиции могли намеренно удалить записи для сокрытия доказательств защиты.
Также в ходе прений сторон обо всех странностях этого дела подробно рассказал адвокат Олег Володичев. В частности, он вспомнил о существовании такого термина, как «оборотни в погонах».
«Этот термин характеризует тех, кто занимается фабрикацией уголовных дел в правоохранительных органах. В рамках рассмотрения этого дела уже говорилось о том, что один из сотрудников, входивших в следственную группу — Жданов — вскоре был задержан за получение взятки.
И буквально вчера мы получили информацию о том, что одна из основных следователей по делу, которая организовывала практически все допросы потерпевших, к протоколам которых есть большие вопросы, была уволена по отрицательным мотивам», — рассказал адвокат в ходе процесса 18 июля.
«Мы считаем, что в ходе расследования этого уголовного дела факты подтасовывались, а протоколы допросов потерпевших фальсифицировались. Все допрошенные потерпевшие — 14 человек — в ходе судебного заседания заявили о несоответствии их показаний тому, что было в реальности.
Так, следователь, которая, по нашим данным, уволена теперь по отрицательным мотивам, намеренно включала в протоколы допросов данные о сотрудниках якобы совершавших преступные действия. При этом никто из допрошенных потерпевших не подтвердил причастность Межуева, Дегтяренко и Пановой к мошенническим действиям. Они, напротив, опровергли это», — подчеркнул Олег Володичев.
Он рассказал о том, что к иностранным гражданам приезжали уже с готовыми бланками заявлений о совершении преступлений, которые предлагали подписать. В результате люди, чьи права, по идее, должны были отстаивать сотрудники ГУ МВД, проводившие расследование, в ходе судебного заседания узнавали много нового. Так, по словам адвоката, некоторые под протокол задавали вопрос: почему на скамье подсудимых находятся неизвестные лица, а в качестве свидетеля проходит как раз тот человек, который, по их мнению, и должен быть наказан.
Отдельно защитник обратил внимание суда на отсутствие, по его мнению, как такового ущерба от действий, вменяемых Межуеву. Оказалось, что следствие настаивает на том, что этот бывший полицейский руководитель мог бы получить дополнительный доход в пользу МВД от мигрантов, но не предпринял для этого необходимых действий.
«Фактически ему предъявили упущенную выгоду, — отметил адвокат. — По большому счету, по таким основаниям можно директора любой организации взять и сказать, что ты злоупотребил положением. А когда он спросит, почему, то ответить: а вот твои конкуренты через дорогу заключили договор с определенной организацией, извлекли из этого доход, а ты этого не сделал, значит, ты злоупотребил должностным положением, потому что ты не заработал дополнительно денег».
Сумма, которую вменяют обвиняемым, по словам Володичева, так и не была никак обоснована следствием, хотя адвокаты неоднократно заявляли о такой необходимости. Предъявленные миллионы «упущенных» рублей он назвал ничем не подкреплёнными «фантазиями» следователей.
«Я не просто так акцентировал внимание на том, что в ходе судебного следствия необходимо провести экспертизу и посчитать все эти суммы», — отметил адвокат и сообщил, что судом в проведении такой экспертизы по спорному ущербу было отказано.
Сейчас судья удалился в совещательную комнату для вынесения приговора. Обвинительным он будет или оправдательным — должно стать известно уже 31 июля. Пока же Саратовский областной суд отменил решение судьи Александра Ермолаева по поводу заключения Николая Межуева под стражу.
Мы продолжим следить за развитием событий.