День в истории: в США приняли Конституцию, а в Саратове состоялся полет польского парашютиста

17 сентября 2013, 08:30

О некоторых событиях в мире и не только, произошедших в это день

В мире

17 сентября 1787 года Конституционным конвентом в Филадельфии была разработана и принята Конституция США. Участников Конвента принято именовать "отцами-основателями", которые, формулируя положения Конституции, ставили перед собой три главные политические цели: остановить дальнейшее развитие революции, создать прочное государство на федеративной основе, надежно оградить и гарантировать частнособственнические права.

В текст Конституции не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс был вынужден в 1789 году принять проект Билля о правах – первые десять поправок к Конституции, провозглашавших ряд политических, личных и процессуальных прав граждан. В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных правовых принципа: разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.

Конституция США – один из старейших основных законов в мире. Она состоит из преамбулы и 7 статей, и с некоторыми изменениями (27 поправок) действует до настоящего времени. Для своей эпохи она была выдающимся демократическим и революционным документом. Секрет ее долгожительства кроется в классических и абстрактных нормах, содержащих универсальные конституционные ценности. "Отцы-основатели" выработали документ, оказавший историческое влияние на конституционное развитие многих государств мира, на становление и развитие таких демократических институтов, как народный суверенитет, народное представительство, парламентаризм, разделение властей. Подлинник Конституции США хранится в Национальном архиве США в Вашингтоне, где он выставлен для обозрения в специально оборудованной витрине вместе с Декларацией независимости. В честь этого события в США установлен праздник - День Конституции и Гражданства в США.

В России

17 сентября 1773 года началось восстание под предводительством Емельяна Пугачева. В этот день Емельян Пугачев, принявший имя императора Петра III, обнародовал манифест, в котором призывал казаков к себе на верность и службу, и которым он жаловал их вольностями и привилегиями. Настоящий Пётр III Фёдорович был мужем Екатерины II, после переворота в 1762 году он отрёкся от престола и тогда же таинственно погиб.

Мало кто из казацких вожаков верил в воскресшего царя, но человек, назвавший себя Петром III, Емельян Иванович Пугачёв – донской казак, уроженец Зимовейской станицы, участник Семилетней войны и войны с Турцией, собрал под свои знамена целую армию, способную равняться с правительственной, и повел большое количество людей за собой. Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирию, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье. В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия. Пугачевское восстание (Пугачевский бунт) переросло в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва и продолжалось вплоть до середины 1775 года, несмотря на военное поражение казацкой армии и пленение Пугачёва в сентябре 1774 года.

В Саратове

17 сентября 1895 года в Саратове состоялся полет парашютиста Юзефа Древницкого, достигшего на воздушном шаре высоты 1,5 км. По данным одного из биографов, за период с 1891 по 1914 год знаменитый поляк прыгал с парашютом в разных городах России более четырехсот раз. Интересно, что Юзеф Древницкий расценивал парашют совсем не как зрелищное средство. В 1910 году, после гибели авиатора Льва Макаровича Мациевича, в интервью петербургскому корреспонденту сказал: "С 1892 года я безуспешно боролся с косностью лиц, стоящих у нас во главе официального воздухоплавания, смотрящих на спуск с парашютом как на акробатическое упражнение. Они никак не могли уразуметь, что даже при полном завоевании человеческим гением воздушной стихии необходимо будет иметь спасательный прибор, который мог бы сыграть подобную же роль, какую играют пробковые пояса на кораблях. Таким спасательным прибором на воздушных кораблях может быть и будет только парашют".