О некоторых событиях в мире и не только, произошедших в этот день
В мире
12 мая 1497 года Папа Римский отлучил от церкви по подозрению в ереси флорентийского монаха Джироламо Савонаролу - настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции. Савонарола выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму, осуждал гуманистическую культуру (организовывал сожжение произведений искусства). После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 году он способствовал установлению республиканского строя.
Джироламо Савонарола происходил из старинного падуанского рода. По семейной традиции должен был стать медиком, однако естественным дисциплинам предпочитал богословие, увлекался трудами Фомы Аквинского и средневековых комментаторов Аристотеля. Неразделенная юношеская любовь укрепила в нем намерение посвятить свою жизнь служению Богу и людям: в 1475 году он бежал в Болонью в доминиканский монастырь.
Здесь с 1475 по 1481 годы Савонарола занимался обучением новициев. Стихотворные опыты этого времени свидетельствуют о скорби и негодовании молодого монаха по поводу упадка нравов римского двора и того плачевного положения, в котором находилась церковь. В 1481 году он был отправлен проповедовать в Феррару, оттуда переехал во Флоренцию, в монастырь Св. Марка. Первые опыты публичных проповедей во Флоренции не нашли отклика в слушателях. В 1484-85 годах будущий реформатор выступал с проповедями в тосканском городке Сан-Джиминьяно, открыто пророчествуя о предстоящем наказании погрязшей в пороке церкви и ее грядущем обновлении. В 1486-89 годах проповедовал в городах Ломбардии, обличая всю Италию в грехах и грозя ей гневом господним.
В 1489 году Савонарола был возвращен руководством ордена во Флоренцию по просьбе Лоренцо Медичи. Он возобновил преподавание философии новициям Св. Марка и публичные проповеди, на этот раз имевшие успех. С 1491 года монах выступал в кафедральном соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, в том же году его избрали настоятелем монастыря Св. Марка. Обличая дурные нравы, роскошь и разврат верхов общества, Савонарола вступил в конфликт с правившим Флоренцией семейством, обострившийся при преемнике Лоренцо - Пьеро Медичи, стараниями которого в 1493 году Савонарола был удален в Болонью.
По возвращении во Флоренцию Савонарола провел преобразования в своем монастыре: настоял на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем завел школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. Поощрял занятия науками, в особенности богословием, философией и этикой; в целях лучшего понимания Священного Писания и пропаганды христианства среди язычников учредил преподавание древнегреческого, древнееврейского и некоторых восточных языков. Авторитет Савонаролы возрастал не только среди простого народа, но и среди образованных кругов флорентийского общества, в числе его почитателей были известные гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, прославленные художники Сандро Боттичелли, Фра Бартоломео, юный Микеланджело и многие другие. В нем видели не просто проповедника, но - пророка, умевшего предсказать грядущие события, например, французское вторжение в Италию осенью 1494 года, приведшее к изгнанию Медичи из Флоренции.
В своих проповедях конца 1494-95 года Савонарола решительно выступил в пользу восстановления республики. По его предложению во Флоренции были учреждены Большой Совет в качестве высшего органа государственной власти с полномочиями избирать магистраты и принимать законы и Совет Восьмидесяти в качестве совещательной инстанции при синьории, правительстве республики, а также проведена налоговая реформа, предусматривавшая отчисление 10% доходов с недвижимого имущества граждан. Вместе с тем были запрещены парламенты, то есть собрания всего городского населения, которые, по мнению Савонаролы, могли стать удобным орудием для узурпации власти демагогами и тиранами. В 1496 году по инициативе Савонаролы был основан ломбард, или заемный банк с низким процентом, предназначенный вытеснить ростовщиков, от которых потребовали в течение года покинуть Флоренцию. Благодаря его настояниям монахи Св. Марка в 1495-98 годах выкупили ценнейшую коллекцию греческих и латинских рукописей, принадлежавшую ранее Медичи, поместив ее в монастырской библиотеке - единственном тогда доступном для общего пользования книгохранилище Европы.
Характер повседневной жизни Флоренции под влиянием Савонаролы резко переменился: исчезла роскошь женских одежд, прекратились азартные игры, разгульная жизнь с пирами и песнопениями, любовные похождения, маскарады и карнавалы. Флорентийцы стали строго соблюдать посты, посещать церкви, свободное время проводить за изучением Библии, творить дела милосердия, даже возвращать «неправедно приобретенное» ремеслом купца или ростовщика. В карнавальные дни 1497 и 1498 годов были устроены сожжения "суеты" - шутовских нарядов, масок, игральных костей, непристойных книг и рисунков и всего того, что некогда было атрибутом веселых празднеств и забав.
Преобразования Савонаролы вызвали недовольство в определенных кругах флорентийского общества. Против него выступали как приверженцы Медичи, так и сторонники аристократического правления, составлявшие партию "озлобленных" (arrabbiati). Их союзником стал папский Рим, который Савонарола за нравственную распущенность уподоблял Вавилону, и который безуспешно пытался купить расположение своего неистового обличителя предложениями высших церковных должностей. Александр VI добивался от Савонаролы прекращения проповедей; в мае 1497 году он отлучил Савонаролу от церкви, в ответ тот отказался признать отлучение законным и заявил о своем праве апеллировать к Вселенскому собору. Под угрозой папского интердикта в марте 1498 года флорентийская синьория запретила Савонароле выступать с проповедями. В посланиях к государям Европы он требовал передать свое дело на суд собора.
В апреле 1498 противники Савонаролы устроили грандиозную провокацию: для установления правоты ему предложили подвергнуться Божьему суду - испытанию огнем, которое, впрочем, не состоялось. Народ отшатнулся от Савонаролы, обвинив его в трусости; его сторонники, партия "плакс" (piagnoni), были деморализованы. Разъяренная толпа осадила и взяла монастырь Св. Марка. Савонарола, заключенный под стражу, был подвергнут пыткам, которые, однако, не дали его гонителям нужных признаний. Тем не менее он и двое его товарищей были осуждены на смерть в качестве еретиков, повешены и сожжены.
В России
12 мая 996 года в Киеве была освящена первая на Руси каменная церковь - Десятинная. Ее название связано с тем, что на ее возведение и поддержание Владимир Великий выделил десятую часть своих доходов – десятину. В источниках Десятинную церковь нередко называют церковью Богородицы. Церковь представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале XI века церковь была повреждена пожаром, но вскоре её восстановили и с трёх сторон добавили галереи.
Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Херсонеса Таврического в 1007 году. Кроме главного алтаря, у церкви имелись ещё два: св. Владимира и св. Николая. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница. В ней были похоронены христианская супруга Владимира - византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно "крещённых" братьев Владимира - Ярополка и Олега Древлянского.
В 1169 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203 году - войска Рюрика Ростиславича. В конце 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов. Раскопки руин храма начались в 30-х годах XVII века по инициативе митрополита Петра Могилы. Позже в руинах был обнаружен саркофаг князя и его супруги Анны. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Другие останки были захоронены в Софийском соборе.