День в истории: немецкая подлодка потопила пассажирский пароход, а Россия обменяла Сахалин на Курилы

7 мая 2015, 08:30

В Саратове начали строить здание универсальной научной библиотеки

В мире

В апреле 1915 года английский трансатлантический пароход "Лузитания" отправился в свой 201-й рейс из Ливерпуля в Нью-Йорк и обратно. 24 апреля корабль уже прибыл в Америку, где германское посольство предпринимало все возможные усилия, чтобы предупредить пассажиров о том, что лайнер может быть атакован немецкими подлодками. Предупреждение было напечатано в пятидесяти американских газетах. Тем не менее 1 мая "Лузитания" покинула пирс Нью-Йорка и отправилась в свой последний путь. В это время у южных берегов Ирландии очень успешно действовала немецкая подлодка U-20, потопившая 5 и 6 мая три судна. После атаки королевский военно-морской флот распространил предупреждение об активности подводного флота Германии в этих водах. Получив депешу, капитан Тернер сделал все, чтобы подготовиться к возможной атаке: шлюпки были спущены за борт, чтобы ускорить эвакуацию, все переборки перекрыты, а количество наблюдателей увеличено. Утром 7 мая он решил плыть поближе к берегу, посчитав, что подлодки будут скорее действовать в открытом море. После начала войны корабль был модернизирован таким образом, чтобы его можно было использовать в военных целях. В том числе для экономии расхода угля были запечатаны 4 его котла. Но даже при этом максимальная скорость "Лузитании" - 21 узел (39 км/ч) была на 10 узлов больше любой подлодки.

"Лузитания" была всего в 43 милях (70 км) от ирландского порта Куинстауна, когда попала в туман и снизила скорость до 18 узлов. Тогда ее и заметил один из матросов немецкой подлодки U-20. К этому времени у подлодки оставалось совсем мало топлива и всего одна торпеда. Капитан Вальтер Швигер уже намеревался вернуться на базу, когда "Лузитания" стала поворачивать в тумане и встала правым бортом прямо напротив подлодки. Единственная торпеда U-20 была выпущена по лайнеру в 14:10. Впередсмотрящий матрос заметил ее, но спастись было уже невозможно. Последовало два взрыва, корабль накренился на правый борт, большинство из 48 шлюпок, приготовленных для эвакуации, были либо смыты, либо опрокинулись. Для спасения людей осталось всего 6 шлюпок. Капитан Тернер попытался посадить корабль на мель, но из-за перебитого рулевого управления лайнер стал неуправляем. "Лузитания" по инерции прошла еще 3 км, оставляя за собой страшный след из обломков и людей, и затонула всего за 18 минут. Понаблюдав за тонущим кораблем, Вальтер Швигер опустил перископ и приказал подлодке отправляться на базу. Капитан Тернер оставался на мостике, пока его не смыло волной. Он продержался в ледяной воде еще три часа. Всего погибло 1198 человек, в том числе почти сотня детей. Последняя выжившая пассажирка "Лузитании" - Одри Пирл - умерла в возрасте 95 лет в 2011 году. На момент гибели корабля ей было всего 3 месяца.

В России

Впервые русские пришли на Курильские острова в 1711 году, когда камчатские казаки, предпринявшие незадолго до этого бунт и убившие нескольких приказчиков, решили заслужить себе прощение, завоевав для империи гряду островов, которые они впервые увидели еще в 1697 году, во время экспедиции Владимира Атласова на Камчатку. Казаки высадились на самом северном острове Шумшу и сразу вступили в бой с местным населением айнов, разбив их и заставив принять российское подданство. Действия последующих экспедиций были настолько успешны, что под руку российского царя перешли полторы тысячи человек с Итурупа, Кунашира и даже с острова Мацумая, который впоследствии стал японским островом Хоккайдо. Императрица Екатерина II освободила новых подданных от всех податей, и местные айны были вполне расположены к России.

На юге Мацумая уже в то время был расположен японский город, и Япония предъявляла территориальные претензии на другие острова Курил. При этом среди местного населения японцы действовали насилием и популярностью не пользовались. Несмотря на то, что Россия декларировала права на 21 остров гряды, реально она контролировала всего несколько из них. Отношение двух государств обострились после нападения на японское торговое судно. Япония основала на Кунашире и Итурупе постоянные посты охраны и запретила русским здесь появляться. В 1806 году российские экспедиционные войска напали на японскую охрану островов, разграбили ряд кораблей, уничтожили фактории и сожгли город. Через 50 лет в Симодском трактате было зафиксировано первое разграничение владений между Россией и Японией. 7 мая 1875 года Россия передала Японии все острова Курильской гряды в обмен на право владения Сахалином.

Проблема принадлежности Курил остается актуальной до сих пор. После поражения в войне с Японией в 1905 году Россия отказалась от южной части Сахалина и всех островов гряды в пользу победителя. Однако в результате Второй мировой войны СССР не только восстановил права на Сахалин, но и занял все Курилы, где была создана Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края. Япония настаивает на том, что Курилы, согласно Симодскому трактату 1855 года, являются исконно японской территорией и должны быть возвращены ей. В ответ на это Россия заявляет об аннулировании Симодского трактата после Русско-Японской войны. Де-факто острова контролируются Российской Федерацией. Мирный договор между двумя государствами по результатам Второй мировой войны так и не был подписан из-за территориальных противоречий.

В Саратове

7 мая 1898 года состоялась закладка здания для народной аудитории и публичной библиотеки. Теперь это Саратовская областная универсальная научная библиотека на пересечении улиц Московская и Горького. До этого библиотека, открытая еще в марте 1831 года, располагалась в нескольких помещениях, в том числе в здании Радищевского музея, где книжные коллекции занимали три комнаты первого этажа. В 1891 году Иван Славин, владелец первой в городе книжной лавки, обратился к городской думе с предложением построить для городской библиотеки отдельное здание. "...Мы ходатайствуем перед Городским Управлением о постройке специально приспособленного особого здания для городской библиотеки. ...На моей обязанности, как попечителя, лежит озаботиться заблаговременно, чтобы городская библиотека была помещена возможно выгодно, центрально, удобно и вообще соответственно тому назначению, какое имеет это образовательное учреждение и тем целям, которым оно служит", - писал Славин. Дума согласилась, был объявлен конкурс, в котором победил проект под названием "Волга" архитектора Проскурина.

Кроме самой библиотеки в новом здании располагались банк, народная аудитория и Ученая архивная комиссия. Библиотека была оборудована системой отопления и чуть ли не первая в городе электрифицирована.