День в истории: В СССР взлетел знаменитый вертолет, в США прибыла главная достопримечательность Нью-Йорка, а в Париже родился создатель музыкального "Фауста"

Поучаствовал в создании монумента и будущий автор Эйфелевой башни — инженер Гюстав Эйфель

Изобретение

В этот день, 17 июня1982 года, свой первый полет совершил один из самых известных российских боевых вертолетов Ка-50, получивший название "Черная акула". Разработка нового вертолета началась после выхода в 1976 году постановления Совета министров СССР. Новая машина предназначалась для уничтожения бронетехники на поле боя.

"Черная акула" стала ответом американцам, разрабатывавшим аналогичную машину, получившую название АН-60 "Апач". Разработкой советского вертолета занялось ОКБ Камова, специализировавшееся на морских машинах, что нашло свое отражение в компоновке. Соосные винты "Черной акулы" впервые были применены на сухопутном вертолете. Также вертолет отличался тем, что экипаж состоял из одного человека, а не из двух, как это было принято, а кабину оборудовали катапультой, чего на вертолетах ранее не встречалось.

После первого полета прототипа, прошедшего 17 июня 1982 года, прошло почти десять лет, прежде чем вертолет пошел в серию. Выпускать его начала в 1991 году в Приморье, а в 1995 году машину приняли на вооружение. Однако из-за финансовых затруднений удалось построить только 10 серийных экземпляров. В результате "Черная акула" так и не стала массовым вертолетом российских ВВС, несмотря на свои высокие летные качества, по некоторым параметрам не имеющие аналогов.

Памятник

На борту французского судна "Изере" 17 июня 1885 года в Нью-Йорк прибыла одна из самых известных скульптур в мире — Статуя Свободы. Французы подарили ее США в честь столетия американской революции.

Создателем статуи был скульптор Огюст Бартольди. Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации независимости в 1876 года. По взаимной договорённости Америка должна была построить пьедестал, а Франция — создать статую и установить её в США. Поучаствовал в создании монумента и будущий автор Эйфелевой башни — инженер Гюстав Эйфель. Он разработал металлическое крепление Статуи Свободы.

В результате получилась внушительная конструкция высотой 93 метра от земли до кончика факела, высота самой статуи без пьедестала — 46 метров. Она построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас. На создание скульптуры ушла 31 тонна меди.

Статуя, установленная в бухте Нью-Йорка, стала одним из символов города и страны в целом. Изначально на факел скульптуры можно было подняться. Но лестницу на факел закрыли по соображениям безопасности в 1916 году. В 1986 году статуя была восстановлена, а её разрушенный и подвергшийся коррозии факел был перенесен к главному входу и заменён на новый, покрытый 24-каратным золотом. Сейчас внутри статуи функционирует эскалатор, который позволяет подняться вплоть до короны.

Герой

В Париже 17 июня 1818 года появился на свет один из основоположников романтической оперы французский композитор Шарль Гуно.

Родители Гуно были творческие люди, отец занимался живописью, а мать преподавала музыку. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Окончив лицей Сен-Луи, Гуно поступил в Парижскую консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Паэра и Лесюэра. В 1839 был удостоен Римской премии за кантату "Фернан".

После стажировки в Италии Гуно пять лет работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. Одно время он даже стал аббатом, но затем вернулся к искусству.

Премьера первой оперы композитора — "Сафо" — состоялась в 1851 году, но успеха она не снискала. В 1858 году состоялась премьера "Лекаря поневоле" (по Мольеру). Показанная в "Лирическом театре", опера была принята теплее предыдущих. Следующая опера, представленная зрителям в 1859 году, принесла Гуно славу. Этой оперой стал "Фауст". Хотя в репертуар "Гранд Опера" "Фауст" попал только через десять лет после премьеры. В 1887 году прошел пятисотый спектакль "Фауста", а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

Последнее значительное художественное достижение Гуно — опера "Ромео и Джульетта". Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом — в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.

Скончался Шарль Гуно 18 октября 1893 года в Сен-Клу.