Люди фотографировали как сами работы, так и друг друга под Мухой
Выставка "Альфонс Муха. Декоративное панно, афиши, плакаты" приурочена к 150-летию со дня рождения чешского художника.
Муха известен как мастер театральной и рекламной афиши. Работы Мухи в живописи, архитектуре, малых декоративных формах запоминаются изысканными элементами, каллиграфически прорисованными линиями, сформировавшими стиль модерн.
Особенностью этого стиля стал отказ от прямых линий и углов в пользу естественного, плавного движения изогнутых линий. Они напоминают танцующие арабески, наполненные энергией и жизненной силой.
Сам Муха всячески отрицал свою близость к модерну. Для него принадлежность к какому-либо стилю означала потерю индивидуальности. Он не хотел, чтобы его запомнили мастером "красивых вещей". Главным делом своей жизни Муха считал "славянский эпос". С целью создания "русских" работ он приехал в Россию. В 1913 году, во время празднования 300-летия дома Романовых, художник посетил Санкт-Петербург и Москву.
В последний раз избранные работы экспонировались более четверти века назад. Все четырнадцать литографий демонстрируется впервые.
Коллекция включает три афиши, выполненные в парижский период (1887-1922 годы). Это "Жисмонда" и "Лорензаччо" - для спектакля по пьесе Альфреда де Мюссе, "Самаритянка" - к постановке драмы Ростана, где главные роли исполняла Сара Бернар.
На выставке представлены декоративные панно из серии "Сезоны" ("Весна", "Лето", "Осень" и "Зима"). Полностью экспонируется цикл "Цветы" ("Роза", "Ирис", "Гвоздика" и "Лилия").
В центре каждой композиции - прекрасная женщина в ниспадающей одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов. Её прекрасная и грациозная фигура, вписанная в орнамент из цветов и листьев, символов и арабесок, стала фирменным знаком художника. Декоративные панно печатали ограниченным тиражом на шелковой или плотной бумаге, ими оформляли ширмы или вешали на стенах.
Саратовский зритель проявил живой интерес к мастеру "образцового модерна" : небольшое помещение, выделенное под экспозицию, было забито битком. Публика не расходилась в течении всего часа, отведенного на открытие. Люди фотографировали как сами работы, так и друг друга под Мухой.