«Совокупность лжи» (Body of Lies). США, 2008. 123 минуты. Режиссер - Ридли Скотт. «Universal Pictures Rus», 2009. Политический триллер.
«Ничего личного» (Duplicity). США - Германия, 2009. 125 минут. Режиссер - Тони Гилрой. «Universal Pictures Rus», 2009. Шпионская мелодрама.
«Совокупность лжи» (Body of Lies). США, 2008. 123 минуты. Режиссер - Ридли Скотт. «Universal Pictures Rus», 2009. Политический триллер.
Российским прокатчикам пришлось, как обычно, повозиться, переделывая оригинальное название. «Тело лжи» - совсем не по-русски звучит, хотя и по-английски это не очень понятно, особенно в контексте сюжета фильма. В одном из интервью автор романа-первоосновы, бывший ближневосточный корреспондент американской газеты Дэвид Игнациус, объяснил, в чем дело: он в своей книге помянул давний, еще времен Второй мировой войны, трюк британской разведки. Тогда англичане нашли подходящий труп, переодели его в военную форму, пристегнули к руке портфель с дезинформацией и подсунули нацистам, которые содержимому портфеля поверили, а зря. В фильме Ридли Скотта похожего эпизода нет, хотя там есть и трупы, и обман, и обмен дезинформациями, и прочие приметы тайной войны. Однако в качестве «тела лжи» выступает вполне даже живой человек - ближневосточный агент ЦРУ Роджер Феррис (Леонардо ди Каприо с бородкой Эдуарда Лимонова). Чтобы выловить набирающего силу террориста Аль-Салима, Феррис и его вашингтонский босс Эд Хоффман (Рассел Кроу, который ради такого случая поправился на 20 кг) придумывают фокус в духе чекистской операции «Трест». Тогда, помнится, на Лубянке сочинили фальшивую тайную организацию «Либерал-демократы» и на эту выдумку, как на живца, заманили в Москву Бориса Савинкова. ЦРУ точно так же изобретает новую группировку, подставляя на должность ее главы абсолютно ни к чему не причастного высокого брюнета, архитектора Омара Садики (Али Сулиман), и устраивая от его имени пару фальшивых терактов. Замысел строится на том, что Аль-Салим начнет ревновать, нервничать и обнаружит свое присутствие...
Ридли Скотт - мастер, поэтому стандартный сюжетный ход (противостояние Агента и Злодея-террориста) его не слишком занимает. Так что главный конфликт разгорается между персонажами, которым положено быть единомышленниками: Феррисом, Хоффманом и начальником сирийской спецслужбы Хани Саламом (Марк Стронг). Все они борются с терроризмом, успевая одновременно обмануть ближнего своего и подставить, если обстоятельства потребуют. Боевик, таким образом, превращается в детектив, наподобие «Медвежатников» или недавнего «Кода». Герои действуют сообща, но зритель гадает, кто первым и в какой момент кинет партнера. Ибо Восток - дело тонкое, а понятия «честность» и «тайные операции» - вообще из разных словарей.
«Ничего личного» (Duplicity). США - Германия, 2009. 125 минут. Режиссер - Тони Гилрой. «Universal Pictures Rus», 2009. Шпионская мелодрама.
Шпионаж - увлекательное занятие: однажды в Дубае агент ЦРУ Клер Стэнвик (Джулия Робертс - «Красотка») и агент МИ-6 Рэй Коваль (Клайв Оуэн - «Город грехов») оказались в одном номере отеля и в одной постели. Первой покинула отель и номер героиня Робертс, прихватив с собой кое-какие секретные документы, ранее принадлежавшие своему любовнику. Через пять лет Клер и Рэй снова работают вместе - теперь уже не на правительства, а на одну из корпораций. Самовлюбленный и малость психованный глава парфюмерно-косметической суперфирмы «Эпитрон» Дик Гарсик (актер Пол Джиаматти играет нечто среднее между киллером из «Пристрели их!» и жуликом из «Большого толстого лжеца») нанимает наших героев, чтобы те выкрали у его конкурента Говарда Тэлли (Том Уилкинсон - «Час Пик») новое чудодейственное средство от облысения. Между тем наши герои, вновь ставшие любовниками, разрабатывают хитрый план, чтобы облапошить не только Тэлли, но и Гарсика. Загвоздки тут две: во-первых, Клер и Рэй хоть и любят друг друга, но по шпионской привычке друг другу не очень доверяют; во-вторых, мистер Тэлли - тоже далеко не дурак и умеет считать на несколько ходов вперед...
Тони Гилрой, постановщик «Майкла Клейтона», попытался усидеть между двух стульев, сняв одновременно и мелодраму, и сложно выстроенный детектив, где истину приоткрывают многочисленные флэшбеки. К сожалению, режиссеру (он же и сценарист) не удалось ни первого, ни второго. В страсть двух усталых шпионов не очень веришь, а тысячная вариация на тему «вор у вора дубинку украл» обескураживает вялостью action и, главное, отсутствием искомой дубинки. За что боролись, спрашивается?