Торжество жадности

Саратов опять попал в фокус внимания федеральных СМИ. Крупная авария на насосной станции МУПП «Саратовводоканал», оставившая без воды треть города, десятки школ, детских садов и больниц, получила широчайший резонанс. Дошло до края - Павлу Ипатову пришлось отчитываться перед премьер-министром РФ Владимиром Путиным о ликвидации последствий. Значит, дела - хуже некуда. В новостях местных телеканалов отчаянный губернатор предстал  в синей эмчеэсовской маечке на туловище, каске безопасности на голове и огромных рукавицах. Не иначе собственными руками аварию собрался ликвидировать

«В больших рукавицах, а сам с ноготок...»
Николай Некрасов


Саратов опять попал в фокус внимания федеральных СМИ. Крупная авария на насосной станции МУПП «Саратовводоканал», оставившая без воды треть города, десятки школ, детских садов и больниц, получила широчайший резонанс. Дошло до края - Павлу Ипатову пришлось отчитываться перед премьер-министром РФ Владимиром Путиным о ликвидации последствий. Значит, дела - хуже некуда. В новостях местных телеканалов отчаянный губернатор предстал  в синей эмчеэсовской маечке на туловище, каске безопасности на голове и огромных рукавицах. Не иначе собственными руками аварию собрался ликвидировать.


Воду в среду-четверг людям все же начали подавать. Какой ценой - об этом пока скромно умалчивается. Но наверняка было все - и круглосуточный аврал, и грозные начальственные «накачки», и много чего другого. Виновных в произошедшем пока официально не назначили. Более того, и пресса, и чиновники, обычно к месту и не к месту вешавшие всех собак на генерального директора МУПП «Саратовводоканал» Ларису Абрамову, на этот раз оказались на удивление сдержанны в комментариях и спокойны в оценках.


Впрочем, как раз этому нечего удивляться. Думаю, каждый, кто имел хоть какое-то отношение к городскому коммунальному хозяйству и распределению бюджетных средств, знал: на «Саратовводоканале» положение по-настоящему бедственное. Сети и прочее оборудование изношены до предела, предприятию нужна срочная и масштабная модернизация. Говорила об этом гендиректор предприятия Лариса Абрамова? Да, причем постоянно. И при Аяцкове с Аксененко, и при Ипатове с Романовым-Тульским-Сомовым-кто-там-был-еще. Да не просто говорила, а криком кричала о том, что ежедневные мелкие аварии - это еще цветочки, что город - в шаге от катастрофы, что срочно нужны многомиллионные вложения.


Что в ответ? Тишина. Точнее, жалкие бюджетные подачки «на текущий ремонт». Один-единственный раз выделили несколько лет назад более-менее значительные средства на реконструкцию водозаборного комплекса - так на этой «стройке века» под прицелами дружественных телекамер «засветились» все мало-мальски значимые саратовские чиновники и политики. И все. Многочисленные рассказы о якобы масштабных инвестиционных программах, в которые вот-вот включат саратовского монополиста, почему-то так и остались разговорами. Гораздо чаще муссировали непонятно откуда взявшуюся тему приватизации предприятия и разного рода скандалы. Домуссировались.


Павел Ипатов, с легкостью раздающий налево и направо десятки миллионов рублей на разного рода праздники, презентации и сомнительного качества программы развития региона, регулярно отказывал Саратову в самом насущном - в деньгах на модернизацию городского коммунального хозяйства. Впрочем, эта его позиция неизменно находила понимание и у большинства депутатов облдумы - они тоже не спешили открывать бюджетное финансирование. То, что эта проблема жизненно важна для сотен тысяч людей, похоже, губернатора мало волновало: ему здесь не избираться, его «электорат» сейчас в столице. Кстати, показательно, что Ипатов первым делом отчитался перед Москвой, а не перед саратовцами, которые бросились сметать с прилавков питьевую воду и перекрывать улицы.


Впрочем, уже вернувшись из Москвы, Ипатов попытался «разложить ответственность» на всех поровну. С его барского плеча досталось и Абрамовой, которую губернатор предложил «проверить» (как будто проверки на «Саратовводоканале» не идут в последние несколько лет постоянно). И главе Саратова Олегу Грищенко, который губернатору «плешь проел». И - ни слова о себе, любимом, о своей позиции. Ипатов «скромно» умолчал о том, что городское руководство обращалось к областным властям с просьбой о софинансировании в ремонте водопроводного хозяйства. Что область при формировании бюджета 2009 года отказала. Об этом говорил Грищенко. В отличие от региональных чиновников, он аргументировал свою позицию, называл конкретные цифры и сроки. Представители же правительства области лениво переводили стрелки: «это полномочия муниципалитета». О том, что к полномочиям неплохо бы денег дать, как-то забылось.


Еще одно действующее лицо было скорее фоном. Глава администрации Саратова Вячеслав Сомов молчал. За все время аврала он «засветился» лишь однажды - в той самой поездке на аварийный объект вместе с Ипатовым. Своего рода «космический турист». Впрочем, это - привычное состояние для Сомова. Непонятно только, зачем он саратовцам нужен в этом качестве? Что это за проект партии такой?


Кстати, и сама партия, точнее, ее региональное руководство, никак не участвовало в ликвидации последствий катастрофы. Ни словом, ни делом. Ни громкими заявлениями, ни сокрушительными разоблачениями в партийных СМИ. Молчат в офисе саратовской «Единой России». Хотя не раз и не два представители регионального отделения «партии власти» заявляли, что они во всем берут на себя ответственность, что они и только они способны помочь саратовцам. Где их помощь? Каким их делам теперь верить? Впрочем, пикетов на месте аварии не проводили, Абрамову в партийных СМИ не клеймили, животных не мучили и детей без ведома родителей не фотографировали, в общем, не мешали и под ногами не путались - и на том спасибо.
 
Торжество жадностиБодрые новости на одном из околопартийных информагентств о том, что «подача воды возобновлена», оказались очередной ложью. Об этом явственно свидетельствуют более 200 комментариев в интернет-форумах.